Военка возвращается?
В школах большая новость: 1 сентября вступил в силу новый федеральный закон, и теперь военная подготовка, которая раньше могла вестись только факультативно и с согласия родителей и учеников, станет обязательным предметом.
В школах большая новость: 1 сентября вступил в силу новый федеральный закон, и теперь военная подготовка, которая раньше могла вестись только факультативно и с согласия родителей и учеников, станет обязательным предметом.
Сразу вспомнилось: более смешного и бессмысленного урока, чем НВП - начальная военная подготовка, - в нашей школе не было...
Если честно, то необходимость принятия этого закона вызывает удивление. И не потому, что начальные знания об обороне государства или о гражданской обороне школьнику не нужны. А потому, что все эти знания - о российской армии и лучших ее традициях, о родах войск и правилах поведения в чрезвычайных ситуациях - в школе давно преподаются. Что называется, без победных лозунгов - в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности".
Но теперь понадобился акцент: никакой добровольности! Да и содержание курса, судя по формулировкам, должно расшириться. Или даже стать отдельным предметом.
"Пока мы не видим, какие изменения нужно вносить в учебные программы, - комментирует новый закон заведующая отделом воспитания и дополнительного образования департамента образования и науки администрации Приморского края Вера Кузнецова. - Все это было и есть в курсе ОБЖ, который давно изучают ребята. Может, позже поступят рекомендации".
Тем не менее, если законы принимают, значит, это кому-нибудь нужно: Раньше учебные сборы можно было и не проводить, если невозможно обеспечить их серьезную подготовку (а это в подавляющем большинстве регионов и школ именно так!). Потому что вроде как по программе ОБЖ положено, но поскольку военка - по закону, с согласия родителей, то и не положено (такое вот противоречие). Теперь всем мальчикам 10-х классов однозначно придется неделю - 40 учебных часов - побегать в противогазах.
Выполнение нового закона всерьез озаботило и мобилизовало военных. "Очень нужный предмет! Я мечтал бы, чтобы время слегка вернулось вспять, к 90-м годам, когда отношение к такому предмету было серьезным. Тем более сейчас призыв станет почти всеобщим, а время службы рядового состава всего год, и нужно, чтобы парни большой объем знаний и навыков получали уже в школе, иначе в армии не успеют", - считает подполковник Альберт Сорокин, начальник отделения подготовки граждан к военной службе Приморского краевого военкомата.
Весь вопрос в том, каких знаний и навыков и как все это будет выглядеть.
Стиль милитари
"Если вы услышите сигнал химической атаки..." - монотонный голос школьного военрука в годы моей учебы обычно не прерывал буйного веселья в классе. Друзьям из других школ повезло больше: их военрук был настоящим хозяином в школе, мастеровым, надежным - для мальчишек отличный пример. Но все равно потрепанные плакаты, старенький противогаз и парочка макетов автоматов - не лучшая материально-техническая база для преподавания предмета.
Сейчас и это истлело.
В краевом департаменте образования еще два года назад посчитали: чтобы оборудовать школы самым минимальным комплектом наглядных пособий для курса основ воинской службы в рамках ОБЖ, краю нужно 48 млн. рублей! С учетом инфляции нынче эту цифру надо умножить в полтора раза. По мнению специалистов, нужен прибор химической разведки, дозиметр, причем действующий, а не разломанный. Комплект противогазов. От себя добавим: чтоб дети примеряли каждый свой - в целях соблюдения гигиены. Общевойсковой защитный комплект. Учебные макеты автомата Калашникова. Огнетушитель. Носилки санитарные и аптечка. Современные плакаты. И вообще абсолютно обновленная, адекватная нынешним современным опасностям программа.
Ни копейки из означенной суммы ни разу не поступило на школьные счета.
Более того, в школах просто некому вести такой предмет. "Разные разделы ОБЖ ведут учителя-предметники, - поведала директор школы № 53 Любовь Мальцева. - А курс для старшеклассников - историк. Приходил к нам отставной офицер, который не прочь был вести основы воинской службы, но зарплата в 4,5 тысячи рублей его поразила до глубины души, второй раз и не пришел".
Собственно, отставной военный в школе - тоже сомнительное счастье. Если только попадется с особым педагогическим талантом.
Выходит, уважаемые законодатели решили задачу повышения обороноспособности страны вновь повесить на тетенек-учительниц?
Еще серьезнее ситуация с учебными сборами: ну-ка найди ту воинскую часть, где мальчишек примут! А за какие деньги их туда повезут? А чем накормят, где расположат на ночевку? Кто организует тренировки, стрельбы - чтоб полезно и интересно? Кто проконтролирует, чтоб вырвавшиеся на волю пацаны не перепились и не набедокурили? Кто обеспечит безопасность, чтоб никто в противогазе не задохнулся?
И на все это тоже нужны огромные средства. Это если все организовывать нормально. А если по скучным плакатам монотонно бубнить - кому это надо?
Пока же довелось услышать от военных другую точку зрения - про то, что обязательно нужно увеличить количество часов на общевойсковую и строевую подготовку. "Шагистика дисциплинирует!" - восторженно убеждал меня собеседник в погонах.
Все в казарму!
Только гложет сомнение: зачем все это нужно в школе?! И почему ВСЕХ обязательно нужно учить военным дисциплинам? У школы что, других задач нет? И деньги, кроме как на противогазы и костюмы химической защиты, тратить не на что?
На лаборатории в кабинетах физики, химии без слез не взглянешь. В спортзал слабонервным вообще лучше не заглядывать - пусто и убого: Спортивная секция - в лучшем случае волейбол, где один мяч на всех. Губернатор Сергей Дарькин после завершения кинофестиваля пообещал собрать всех руководителей школ для того, чтобы лично контролировать развитие в них спорта.
Злые языки нынче иронизируют: как увидишь в газете аббревиатуру МО, не можешь понять, о ком речь - то ли о министерстве обороны, то ли о министерстве образования, потому как комментарии и мысли схожи. В едином русле идут товарищи. Плечом к плечу закрыли военные кафедры в вузах, решив призывать всех молодых специалистов в армию. Он еще со свежими знаниями, ему бы науку и производство двигать, карьеру взращивать, а его в строй!
В едином порыве вводят в школах военную подготовку... Пускай помаршируют. Одно дело, когда работает кружок патриотического воспитания с хорошим руководителем, который мальчишек увлечет. И совсем другое - скучная обязаловка.
К чему бы этакий курс на милитаризацию?
Очевидно, властям легче призвать силой всех без разбору, приучая к армейской мысли со школьной скамьи, чем скрупулезно и методично создавать профессиональную контрактную армию, где будут служить люди, которым нравится военная профессия.
Одна из директоров школы в разговоре со мной простодушно сокрушалась: на днях показывали совместные российско-китайские учения, и какая дисциплинированная китайская армия, солдаты там не обсуждают приказы командиров! А у наших кругом сплошная демократия - всяк норовит усомниться, здравый приказ или нет.
Может быть, в армии излишне думать и не положено. Может быть, и в школе отдельным учителям легче с учениками, не обсуждающими приказы учителей. А по мне - чем больше граждане самостоятельно думают и обсуждают, тем здоровее и перспективнее развитие общества.
Так почему тогда в школе взяли курс на военку?
Справка "В"
Законом РФ № 100-ФЗ от 21 июля 2005 года "О внесении изменений в федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и ст. 14 закона Российской Федерации "Об образовании" предусмотрено "получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы".
Автор: Марина ИВЛЕВА, "Владивосток"