Понять туриста
Китайский гид и переводчик Миша был откровенно с бодуна. Накануне выпил пять бутылок пива, не подозревая, что ему завтра опять водить русских туристов по огромному развлекательному комплексу - Харбину. И так все лето и первую половину осени. Гонимые людскими прихотями, палимые жарким солнцем, трудятся экскурсоводы с миллионами русских туристов в Китае.
Китайский гид и переводчик Миша был откровенно с бодуна. Накануне выпил пять бутылок пива, не подозревая, что ему завтра опять водить русских туристов по огромному развлекательному комплексу - Харбину. И так все лето и первую половину осени. Гонимые людскими прихотями, палимые жарким солнцем, трудятся экскурсоводы с миллионами русских туристов в Китае.
Этим Миша занимается уже шесть лет, хотя учился на повара. От роду ему 38, дочке шесть. Русский язык учил в Омске. Теперь, считай, выгодным делом занимается. Гид-экскурсовод, работающий с русскими в Харбине, получает в среднем 1200 юаней в месяц. А средняя зарплата в Харбине вообще - 800 юаней. Не случайно два года назад Миша купил двухкомнатную квартиру за 10 с половиной тысяч долларов. Прилично подзаработать гиду можно, конечно, летом и в самом начале осени. В это горячее время толпы русских ходят по хэйлунцзянской столице, заполняя магазины, парки, храмы, рестораны. Американцы, французы и отдельные представители других народов встречаются, но редко. Поэтому, по заверениям Миши, выгодней всего работать именно с русскими. Несмотря на то, что у них денег поменьше, чем у европейцев и тех же американцев. Русские берут числом, и гиду от этого очень хорошо перепадает. "Даже если один американец привозит с собой десять тысяч долларов и не скупится на переводчика, - говорит Миша, - то с одной тысячи долларов, которую привозит каждый русский, побывавший здесь, намного больше получается".
Немного южнее ситуация другая. В курортном городе Даляне россиян тоже хоть отбавляй. Но их отношения с гидами-переводчиками складываются по-иному.
Гиду по имени Ли Кэ-Цзянь, по-русски - просто Вася, 41 год. Имеется сын-карапуз. В туризме Вася работает около года. Русский язык знает со школы, где и получил свое второе имя. Ведь родился не где-нибудь, а в Порт-Артуре, теперешнем Люйшуне. А там по старой памяти на русском говорят многие. И если знаешь русский, в институт поступить проще. Вот и выбрал Кэ-Цзянь наш язык вместо английского. И поступил в Даляньский институт иностранных языков, который успешно окончил в 1987 году. После этого был заместителем директора в компании по импорту и экспорту одежды. Благодаря этой должности побывал в Москве и Питере, где Васе все показалось красивым. Но после института по-русски не говорил ни слова.
И вот, когда фирма потерпела фиаско, пришлось вспоминать русские словечки. Пару месяцев Вася отучился в специальной школе для гидов и после сдачи экзаменов приступил к нелегкой работе.
Ведь за нее платят меньше всего. Это те, кто работает в Даляне с японцами, имеют возможность получить за один раз 50-долларовые чаевые. Да и корейцы никогда не скупятся. Русские же, наоборот, на всем экономят. В общем, за три месяца даляньский гид получает в среднем 20 тысяч юаней. Это для недешевого Даляня не мало, но и не много. Конечно, больше, чем получает рабочий на заводе. Но так же, как, например, менеджер в офисе. Только тот сидит на удобном месте, а экскурсовод каждый день бегает туда-сюда по всему городу.
Зато, по уверениям Васи, с русскими приятно работать. По сравнению с другими туристами они вежливые и культурные. Не мусорят, не привередничают. И приезжают максимально на две недели. "А постоянное их требование, чтобы пиво в ресторане было холодным, - это совершенно нормальное требование", - говорит Вася.
Вот такие они - гиды-переводчики. Китайцы, говорящие по-русски, изо дня в день вынуждены развлекаться вместе с толпами отдыхающих, рассказывать историю каждого здания, в которое ткнули пальцем, покупать билеты, расплачиваться в ресторанах и подыскивать такси. И много чего еще: И все же некий принцип своей работы ребята, по-моему, утаили: главное - в случае чего перестать "понимать" туристов.
Автор: Вера КОНЮХОВА (фото автора), "Владивосток"