Уссурийские ботинки опять зашагали с конвейера

Весь прошлый год и 3 месяца нынешнего флагман легкой промышленности Дальневосточного региона - бывший Уссурийский кожевенно-производственный комбинат простоял. Руководители менялись один за другим, а толку от этих перестановок не было. 26 марта решением Приморского арбитражного суда новым управляющим акционерной производственно-коммерческой фирмой “Градо” назначили Валентина Емельянова. Его кандидатура предложена территориальным агентством по делам о банкротстве по согласованию с администрацией муниципального образования Уссурийска и Уссурийского района.

22 июль 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №181 от 22 июль 1997

Весь прошлый год и 3 месяца нынешнего флагман легкой промышленности Дальневосточного региона - бывший Уссурийский кожевенно-производственный комбинат простоял. Руководители менялись один за другим, а толку от этих перестановок не было. 26 марта решением Приморского арбитражного суда новым управляющим акционерной производственно-коммерческой фирмой “Градо” назначили Валентина Емельянова. Его кандидатура предложена территориальным агентством по делам о банкротстве по согласованию с администрацией муниципального образования Уссурийска и Уссурийского района.

В скупых строках официальной характеристики сообщалось: экономист по образованию, имеет большой опыт хозяйственной работы. Добиться встречи с Валентином Васильевичем оказалось не просто: “Не хочу сглазить!” И все же корреспонденту “В” встретиться с ним удалось. В просторном директорском кабинете пахло сыростью, над письменным столом горела всего одна лампочка...

- Валентин Васильевич, откуда такое суеверие?

- Не люблю опережать события лишними разговорами.

- И это говорит человек, который доказал, что можно вернуть к жизни массовое производство обуви в крае?

- Сделано еще слишком мало, но свою задачу я пытаюсь выполнить.

- С чего начали?

- Придя в фирму, ознакомился с ситуацией. Картина предстала нерадостная. Корпуса цехов, вспомогательных помещений, включая административное, - разморожены. С потолков зданий и разорванных труб отопления свисали сосульки. Запустить котельную, выделив товарный кредит (топочный мазут) с согласия думы, помогла через неделю администрация муниципального образования. Прежнему управляющему, досрочно освобожденному от своих обязанностей, этого не удалось.

- А вам поверили?

- Да. И спустя 2 недели заработали хромовый завод и обувная фабрика. С конвейера сошла первая пара ботинок. На былые мощности, когда в месяц выпускалось продукции на 2-2,5 миллиарда рублей, в нынешних ценах рассчитывать, конечно, не приходится. Однако факт остается фактом: работать можно - за 2,5 месяца выпущено кожгалантерейных изделий, мужской, женской и детской обуви на 1100 миллионов рублей.

- Где взяли сырье, материалы?

- В ход пошло то, что осталось из старых запасов, кое-что взяли в долг. Параллельно шли поиски денежных средств. Фирма “Градо” заключила договор о совместном товариществе с инвестиционной финансовой компанией “Альгамбра” из Владивостока. Нашему союзу поверили снова. Банк “Приморье” под гарантию администрации выделил целевой кредит на миллиард рублей на закупку сырья, химикатов и материалов. Правда, оформление кредита тянулось очень долго. И немудрено: деньги предприятиям-банкротам без чьей-либо гарантии не выдают.

- Каков сегодня основной долг у фирмы?

- 23 миллиарда рублей. Должны всюду: в бюджетные и внебюджетные фонды, АО “Дальэнерго”, теплосетям, кредиторам... Долг перед людьми по зарплате - 2,5 миллиарда рублей.

- Огромная цифра.

- Раньше на комбинате было занято до 1000 человек, сегодня - 450. Сохранить рабочие места, не разбазарить до конца опытные кадры коллектива - сейчас самое главное. Потому-то пусть и не с полной загрузкой, но работают завод по производству хрома, обувная фабрика. Надо не остановить поток по выпуску массовой обуви, участок малых серий, где идет индивидуальный пошив, дать “пищу” участку по выпуску товаров народного потребления (шьем спецодежду: рукавицы, костюмы, поступают заказы на рабочую обувь).

- Но стоять на голодный желудок у станков охотники вряд ли найдутся.

- Это - проблема из проблем. Одних только судебных исков по зарплате скопилось почти на миллиард. И все же авансируем людей, по 200 тысяч рублей выплатили за апрель, май. Возобновили выдачу готовой продукции в счет зарплаты. Крохи, конечно, но что поделать. Кредит получен, подчеркиваю, целевым назначением. За его использованием установлен строгий контроль. “Живые” деньги в кассу предприятия поступают только от реализации готовой продукции. Ее еще недостаточно, чтобы развязать этот гордиев узел. К тому же нельзя забывать, что основная доля заработанных средств “уплывает” на оплату текущих счетов за потребленную электроэнергию - без света мы не можем сделать и шага. Много “съели” хозяйственные нужды: восстановление котельной, устранение различных аварий.

С другой стороны, 600 миллионов рублей уже перечислены поставщикам материалов и химикатов, они на подходе. С сырьем проще: предприятия нашего профиля остановлены повсеместно и продавцы шкур с готовностью сотрудничают с нами. Сами везут их из Комсомольска-на-Амуре, Благовещенска, Хабаровска, не говоря уже о приморских мясокомбинатах. Взамен даем собственную продукцию.

- Не так далек день, когда коллектив вздохнет с облегчением?

- Не все так просто, как кажется на первый взгляд. Да, мы смогли запустить производство. Что же готовит день завтрашний - сказать трудно.

- Почему?

- Мои полномочия вместе со сроком внешнего управления истекли. По его итогам фирма не смогла рассчитаться с кредиторами и государством, хотя и удалось практически договориться об отсрочке до конца года по выплате основных долгов. В нас поверили. Но закон есть закон, к тому же пока нет уверенности, что, работая не на полную мощность, сможем оплачивать даже текущие платежи, и поэтому принято решение о конкурсном управлении.

- Это сводит на нет все ваши усилия?

- Не совсем. Доказали же, что хоронить предприятие рано. Да, при конкурсном управлении начинается продажа имущества предприятия, что ведет к окончательному банкротству и его ликвидации. Кто будет теперь управляющим, пока неизвестно. Твердо знаю одно - коллектив не намерен останавливать производство. До торгов пройдет определенное время. Надеюсь, первыми лотами с молотка пойдут завод жестких кож, склады, вспомогательные помещения, часть мастерских, гараж... Здравый смысл подсказывает - надо сохранить отлаженный механизм. Тем более что в администрации рассматривается вопрос о взятии хромового завода и обувной фабрики в муниципальную собственность.

- Значит, выкуп двух ныне работающих подразделений возможен?

- В том случае, если администрация изыщет средства для расчета с кредиторами.

- А если нет, то можно ставить крест на достигнутом?

- Придумать всегда что-то можно. Не зря же мы в конце концов создали совместное товарищество с ИФК “Альгамбра”. Есть чем убедить и других инвесторов. Простаивает прекрасный агрегат по производству кроссовок. Нет современных литьевых форм. А могли бы в смену выпускать 500 пар, в день - 1000. Заткнули бы за пояс аналогичную продукцию из Китая и по качеству, и по цене, и по дизайну. Специалистов достаточно. Надо-то 200-250 миллионов рублей.

Или вот еще пример. Мы продаем по контрактам за границу полуфабрикат “вет-блю” - это полувыделанная кожа толщиной 4-6 миллиметров. Покупает Индия, интерес проявляет Тайвань. У себя в стране они эту кожу расслаивают продольно и с одного квадратного метра получают 3-4 метра хрома! Полируют и шьют высококачественную модную обувь, куртки, плащи. Разве это не повод к размышлению для местных инвесторов? Цена оборудования в пределах 300-350 миллионов рублей. Вот вам снижение себестоимости производства изделий, вот вам источник получения дополнительной прибыли.

Может, и впрямь, господа предприниматели, стоит рискнуть? Выиграете вы, выиграет в целом весь край. Хватит, наверное, носить нам и нашим детям импортный ширпотреб, разваливающийся и расклеивающийся на второй день после покупки.

Автор: Константин ЯКОВЛЕВ, “Владивосток”