Свободная зона получила трех “китов”

Всеобщая летняя расслабленность и отпускная пора, кажется, не коснулись деятельности административного комитета СЭЗ “Находка”. На российском уровне звучат три находкинские новости: об участии в проекте по разработке газа и нефти на сахалинском шельфе, оживлении Транссибирской магистрали и подписании соглашения по корейскому технопарку.

22 июль 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №181 от 22 июль 1997

Всеобщая летняя расслабленность и отпускная пора, кажется, не коснулись деятельности административного комитета СЭЗ “Находка”. На российском уровне звучат три находкинские новости: об участии в проекте по разработке газа и нефти на сахалинском шельфе, оживлении Транссибирской магистрали и подписании соглашения по корейскому технопарку.

Эти события пришлись ко времени: президент на днях подписал закон об иностранных инвестициях. Вполне вероятно, после каникул Госдумой будет принят и вымученный закон о СЭЗ, который даст им пятилетние федеральные льготы, - встретившись на прошлой неделе с вице-спикером Светланой Горячевой, председатель АК СЭЗ “Находка” Сергей Дудник заручился ее поддержкой. Внимание инвесторов привлечено и к краевому закону “Об индустриальных комплексах”, которых в Находке 9. Последний, например, предполагает, при условии 50-процентного экспорта продукции, полное освобождение от краевых налогов на 15 лет. (Другое дело, что за год его действия в состоянии готовности могут быть, да и то далеко не завтра, СП “Дальинтермет”, жестянобаночная фабрика и Сергеевский леспромхоз.)

Вернувшись из важнейших командировок, Сергей Дудник рассказал корреспонденту “В” о том, чего удалось добиться.

- В Сеуле я находился в составе правительственной делегации, которую возглавлял вице-премьер Олег Сысуев. Это было первое заседание российско-корейской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, которое проходило в министерстве промышленности. Обсуждались вопросы военно-технического, экономического взаимодействия, и главной темой было создание индустриального комплекса в СЭЗ “Находка”. Этот вопрос обсуждался все четыре дня и закончился парафированием межправительственного соглашения.

Для России это беспрецедентный шаг - соглашение с другой страной о создании индустриального комплекса подписано впервые. Аналогичного совместного документа не имеет с нами ни одна из других развитых стран, и максимальное их присутствие в российской экономике заключается в покупке пакетов акций либо участии в локальных проектах.

Данный же проект предусматривает создание индустриального комплекса на территории 330 га в шести километрах от Восточного порта. Обязательства для развития этой территории берут оба правительства. Российское со своей стороны гарантирует выделение земли, устанавливает особый льготный таможенный и налоговый режимы, гарантирует выделение средств на создание внешней инфраструктуры и создает управленческий орган в лице АК СЭЗ, которому даны соответствующие полномочия.

Правительство Республики Корея уполномочило Корейскую земельную корпорацию выступить непосредственным организатором и исполнителем этого проекта, для чего выделяет необходимые финансовые средства. За свой счет корейская сторона проведет обустройство внутренней инфраструктуры, привлечет фирмы для работы в парке. Предположительное ТЭО предусматривает участие около 100 фирм, создание примерно 13 тысяч рабочих мест и общий годовой выход продукции стоимостью до 1 миллиарда долларов.

Причем все льготы на восемь лет даются при условии, что не менее 50 процентов продукции пойдет на экспорт. Корейские предприниматели получат здесь более льготный режим, а значит, и уровень отдачи инвестиций. Наши предприятия намерены резко менять структуру экспорта: привлекая новейшие отечественные технологии, наладить переработку рыбы, леса и другого сырья.

Более чем трехлетняя работа комитета по подготовке ТЭО и соглашения наконец-то завершилась. Мы доложили об этом правительству, докладная находится у премьер-министра Черномырдина, аналогичный доклад сделан премьеру Южной Кореи. Первый этап строительства будет осуществлен в течение трех лет с момента заключительных подписей, в том числе ратификации соглашения парламентами Южной Кореи и России.

- Что даст Находке и Приморью проект, связанный с разработкой сахалинского газа и нефти?

- После подписания 30 июня между губернаторами Сахалинской области, Приморского и Хабаровского краев соглашения о сотрудничестве в области разработки сахалинского шельфа при каждой администрации были созданы рабочие группы. Евгений Наздратенко назначил меня заместителем председателя такой группы, возглавил ее вице-губернатор Приморья Игорь Бельчук.

Так получилось, что на Сахалине я возглавлял делегацию края. В течение трех дней все стороны, в том числе операторы проектов “Сахалин-1” и “Сахалин-2”, решали принципиальные вопросы, в том числе по реализации федеральной программы газификации Дальнего Востока до 2015 года. Согласно этой программе полностью обеспечиваются топливом Сахалин и Хабаровский край. В Приморье предполагалось вести трубопровод только до Лучегорска. Но предложение приморской делегации было таким - полным диаметром газопровода пройти до Владивостока с ответвлением на Уссурийск, Находку и Арсеньев.

Обсуждение прошло бурное - изменение программы займет еще два месяца. Тем не менее согласие было достигнуто, решили принять предложение Приморского края и рассмотреть предложенный им вариант. На этой неделе администрация края передаст всю необходимую информацию сахалинскому институту. А затем объединенная рабочая группа начнет доказывать правительству этот вариант газификации.

- Какие подвижки имеются по оживлению Транссибирской магистрали?

- С 1 июля снижены железнодорожные и морские тарифы на 10 процентов, портовые сборы на 50 процентов для грузов, следующих в транзитном направлении с востока на запад и обратно. План мероприятий выполняется, аппарат Немцова держит его под жестким контролем. В августе таможенные службы перейдут на круглосуточную работу, с этого времени будет введен новый порядок декларирования транзитных грузов. Наше общение с перевозчиками показывает резкое повышение активности иностранных компаний. По нашей информации, в некоторых крупнейших фирмах АТР созданы специальные комитеты и рабочие группы, отслеживающие действия российского правительства по восстановлению конкурентоспособности Транссиба.

- На днях в Находке образована временная думская комиссия по проверке работы административного комитета. Если не ликвидировать, то подчинить его ранее пытались администрации Находки и Партизанского района. Какие аргументы вы можете привести своим оппонентам?

- Плохо, что о таких комиссиях узнаю из уст журналистов, а не от депутатов, от которых пока было 2 официальных запроса. Весной они знакомились с работой комитета, мы договорились взаимодействовать и дальше. На этом сотрудничество, похоже, и остановилось. К сожалению, дума до сих пор не имеет плана работы на год, и мы не можем в него “вписаться”. Комитет готов быть “прозрачным” для общественности и хоть еженедельно встречаться с депутатами: объем работы у нас большой и за час-другой его не изучишь.

У многих, кто пытается проверить комитет, сложилось впечатление, что он какой-то местный орган власти. Который раз повторяюсь - АК СЭЗ создан постановлением правительства специально для развития внешнеэкономической деятельности и экономики территории. Именно правительство, и никто другой, выделяет федеральный кредит для развития инфраструктуры и проверяет его использование. Что и делают постоянно всевозможные контролирующие ведомства, которые принципиальных нарушений у нас не находят.

По большому счету меня настораживает всплеск, скажем так, политической возни вокруг комитета. Достаточно вспомнить 1990-й год, когда Верховный совет не дал статус СЭЗ Новгороду только потому, что местные депутаты высказались против. Поэтому, создавая образ “врагов”, думцы могут навредить всей территории.

- Две недели назад вы стали председателем совета директоров банка “Находка”. Почему он не стал банком всей территории, как предполагалось ранее? Каково нынешнее финансовое положение банка, о котором должны знать частные вкладчики и юридические лица?

- У истоков создания банка я не стоял, как и многие из нынешнего состава совета директоров. Почему дал согласие на председательство? Многие российские банки находятся сегодня в тяжелой ситуации. И кто бы выиграл, если бы учредители дали согласие на банкротство банка “Находка”? Считаю, из любой ситуации можно найти выход с наименьшими потерями. Мы верим, что есть определенный шанс спасти этот банк: по крайней мере, за последний год его потери снизились на 140 миллиардов. Правление банка делает все возможное для его спасения.

Единственный на сегодня минус - не выплачиваются деньги клиентам, в первую очередь населению. Но заметим - банк-то местный, он не повторит судьбу “РДС”, “МММ” и других структур, которые могут “лопнуть” по вине головной структуры. В Находке при всех условиях частные вкладчики однозначно получат свои деньги - за счет резерва Центробанка, определенной части ликвидных активов. Хотя задача сейчас одна - выжить. Как говорится, за одного битого двух небитых дают.