Берегись автомобиля!
По данным краевого управления ГАИ, ежедневно в Приморье происходит до десяти краж и угонов автомобилей. Кроме того, в "автомобильной сфере" совершается еще ряд преступлений: в частности, салоны машин обкрадывают так называемые барсеточники. Согласно сообщению пресс-службы УВД края о том, насколько краевой милиции надоел автокриминал, свидетельствует такой факт - еженедельно при начальнике УВД края проводятся оперативные совещания по борьбе с кражами и угонами машин. Оно и понятно: машиной владеет каждый третий приморец.
По данным краевого управления ГАИ, ежедневно в Приморье происходит до десяти краж и угонов автомобилей. Кроме того, в "автомобильной сфере" совершается еще ряд преступлений: в частности, салоны машин обкрадывают так называемые барсеточники. Согласно сообщению пресс-службы УВД края о том, насколько краевой милиции надоел автокриминал, свидетельствует такой факт - еженедельно при начальнике УВД края проводятся оперативные совещания по борьбе с кражами и угонами машин. Оно и понятно: машиной владеет каждый третий приморец.
Эффект неожиданности
Как рассказала корреспонденту "В" старший инспектор межрайонного отдела ГАИ Владивостока Ксения Бондаренко, сегодняшние автоворишки предпочитают пользоваться "эффектом неожиданности". Причем традиционные схемы в виде брошенной в машину бутылки или камня, чтобы хозяин выбежал, оставив в замке зажигания ключи, начинают обрастать новыми разнообразными находками. Например, все большую популярность приобретают угоны от гаражей, когда хозяин выгоняет из бокса заведенную машину и начинает закрывать гаражные двери. И тут на машину как коршун пикирует угонщик. Секунда - и машина ушла. В вечернее время могут заклеить фары скотчем. Хозяин, у которого не загораются фары, наверняка попытается выйти и посмотреть. И немедленно рядом оказывается воришка, мгновенно угоняющий машину. Главное в такой "работе" - ошеломить жертву. Правда, не у всех это получается.
18 августа в редакцию "В" обратилась жительница Владивостока, которой удалось избежать автомобильного "развода" благодаря отменной реакции и своевременной помощи милиционеров. Произошло это так. Выходя из здания на ул. Бородинской, 46/50, где расположено множество торговых центров, женщина уже завела "Прадо" и собралась тронуться. Неожиданно спереди ее заперла какая-то машина, и к женщине подбежал очень нервный молодой человек и начал высказывать ей претензии по поводу якобы имевшей место аварии. "Ты, дура, ты меня помяла и уехала, - разорялся молодой человек. - Выходи, сейчас разбираться будем!". Однако на этот раз эффект неожиданности не сработал. Зная, что женщина одна, парень полез к ней в карман, намереваясь вытащить ее сотовый, но он не рассчитал, что при себе у дамы может быть оружие. Расклад сил поменялся мгновенно, особенно после того, как женщина наставила на него газовый револьвер и вызвала по сотовому телефону милицию. Правда, по ошибке она позвонила в дежурную часть Фрунзенского РУВД, которая переадресовала информацию в УВД Советского района. Также женщина успела позвонить в одну из "чрезвычайных" телепрограмм, откуда ее звонок отправили в ГАИ Владивостока. Итог - через несколько минут несостоявшийся воришка (а может быть, даже и налетчик) был задержан нарядом в составе двух автоинспекторов Романа Крутика и Алексея Иконникова. Теперь расследованием деятельности любителя высказывать претензии занимаются отдел уголовного розыска и следственный отдел Советского РУВД Владивостока.
Бригадный подряд
Как рассказала Ксения Бондаренко, сегодня угонные бригады поделили Владивосток на сферы влияния. При этом они четко знают и границы своего района, и друг друга. Но на этом их взаимоотношения и заканчиваются. У каждой такой бригады есть свои заказчики на автомобили из западных регионов России, желающие приобрести машины подешевле, есть свои гаражи-отстойники и свои мастера по перебивке номеров двигателя и кузова. Также каждой бригаде вполне по карману содержать своего "документалиста" - человека, готового за не самую малую сумму подделать (или переделать) любой документ. Заказчики знают, что "Лендкрузер", например, стоит 30-50 тысяч долларов, но стараются договориться с приморскими угонщиками за 10-15 тысяч. У заказчиков, как правило, уже есть документы на давно утилизированный внедорожник, и они хотят под него вполне реальную машину.
По мнению Ксении Бондаренко, способствует кражам и угонам большое количество заброшенных (недостроенных) ГСК, в которых автоворы могут безбоязненно прятать и готовить к отправке на запад угнанные автомобили.
Правда, есть и еще одна весьма острая проблема, регулярно возникающая в процессе поиска угонщиков и возвращения угнанного транспорта.
Как рассказал корреспонденту "В" один из оперативников краевого УВД, сегодня проблема заключается в том, что у милиции нет адекватного технического оснащения. Например, в январе этого года в районе кинотеатра "Океан" во время попытки угона автомобиля был задержан один из автоворишек. У него были обнаружены ноутбук со схемами сигнализаций, базой данных на владельцев автомобилей, подходящих для угона, несколько сканеров для автосигнализаций и 15 телефонных SIM-карт для переговоров (с быстрой сменой исходящего номера). Правда, пока неизвестно, чем завершится это уголовное дело.
Техническая составляющая вообще невероятно важна. Однако воплощение этого тезиса на практике происходит с большим трудом. Еще в прошлом году краевая милиция, представители которой побывали на семинаре МВД в Курске, могла обзавестись новой техникой, позволяющей, в частности, восстанавливать перебитый номер двигателя и кузова. Механизм действия этого устройства (его цена - 15 тысяч евро) весьма прост: на участок с номером кладется магнитная лента, которая считывает информацию на глубине до 8 мм, а потом ее закладывают в аппарат, высвечивающий данные. И если номер был перебит, то аппарат это обязательно высветит, поскольку перебивка номера происходит на глубине от 1,5 до 3 мм. Однако в приморской милиции пока только мечтают об этом приборе.
Есть и еще одна проблема, о которой, правда, в милицейских кругах говорят весьма неохотно. Так, в ходе проверок готовых к отправке на запад железнодорожных вагонов-сеток нередки случаи, когда сотрудники ГАИ или угрозыска выявляют подозрительные номера кузова или двигателя. Дальше - по идее - должен включаться простой механизм действий: машину оставляют в крае, ее проверяют эксперты, и если на основных узлах перебиты номера, то возбуждается уголовное дело. Но тут возникает такой нюанс - номера могут быть перебиты еще в Японии, а значит, никакого уголовного дела в России быть не может. Новый хозяин обычно уже успевает уехать домой и ждет машину, а по железной дороге автомобили по одному не возят; простой же вагонов-сеток и прочих железнодорожных транспортных единиц обходится дорого. Экспертиза опять же быстро не делается. А значит, эксперты (и не только они) попросту не рискуют проверять такую машину: в угоне не числится - и пусть едет дальше. Ведь если что-то в экспертизе "не сойдется", придется оплачивать вынужденный простой. Вывод - нужны какие-то технологии для более стремительной и результативной экспертизы. Однако и здесь сдвигов пока не видно.
Спецрота без колес
Буквально через месяц свое 15-летие отпразднует одна из структур, как раз и призванных бороться с угонами и кражами автомототранспорта, - спецрота краевой ГАИ. За эти годы у роты (она работает совместно с оперативно-сыскным управлением угрозыска края, распологающимся на ул. Карбышева) накопился огромный опыт работы, проведены сотни задержаний и бесчисленное количество погонь. А уж сколько автомобильных преступников оказалось за решеткой благодаря деятельности сотрудников этой роты, не перечесть. Только вот 15-летие сотрудники самой спецроты встречают на разваливающихся автомашинах. Из 21 машины, которые, по идее, должны догонять угонщиков, три четверти - 1986-89 годов выпуска. Почти все они выработали свой ресурс, а некоторые - уже даже по два раза. Самая "молодая" машина спецроты - 1992 года выпуска. Но это еще полбеды. Резину по линии снабжения здесь тоже получают весьма оригинально: два колеса на год. С января по сегодняшний день на ремонт стареньких авто не получено ни рубля.
Но даже в таких условиях инспектора продолжают обслуживать свои машины и догонять тех, кто угоняет чужие авто. Кроме того, в числе функций спецроты - оказание практической помощи районным подразделениям ГАИ в рамках работы по угонам и кражам. Да и само оперативно-сыскное управление частично подключает спецроту к своим мероприятиям, проходящим на всей территории края. География - не самая близкая. На своих "старушках" инспектора доезжают даже до Ольгинского и Тернейского районов и колесят по любому бездорожью. Жаловаться милиционеры не любят: мол, кому сейчас легко - работа такая: Хотя, думается, если бы оснащали роту получше, то и результаты были бы покруче. В минувшую субботу спецрота опять поехала по краю. Опять работать. Опять по бездорожью:
А пока же всем жителям края, именуемым автолюбителями (по статистике это, между прочим, каждый третий приморец), остается только уповать на советы начальства краевой госавтоинспекции, которое предлагает оснащать свою машину сразу несколькими типами противоугонных устройств, не бросать авто без внимания и быть всегда готовыми к тому, что преступники могут применить очередной трюк из серии "эффект неожиданности".
Лидируют в рейтинге угонов и краж преимущественно представители семейства "Тойот":
1. "Тойота-Лендкрузер" - 16;
2. "Тойота-Королла" - 12;
3. "Лендкрузер-Прадо" - 11;
4. "Тойота-Марк-II" - 19;
5. "Тойота-Корона" - 14;
6. "Тойота-Краун" - 11.
Справедливости ради надо отметить, что угнали за эти полгода гораздо меньше "тойотовских" моделей, чем за аналогичный период прошлого года. Тогда воришки были в ударе и "укатили" 24 "крузака", 28 "королл", 27 "прадиков", 23 "марка", 15 "корон" и 15 "краунов".
Справка "В"
За семь месяцев этого года в Приморском крае зафиксированы 947 краж и 620 угонов (угон подразумевает то, что машину похитили, чтобы покататься, а не для того, чтобы присвоить). Так вот, из этого количества краж раскрыты 109, а угонов - 323. Во Владивостоке статистика немного получше: за полгода количество краж автотранспорта снизилось почти на 10 процентов - с 322 до 291. В городе чаще всего угоняют от домов - 222 случая, из гаражно-строительных кооперативов (ГСК) - 41. Наиболее безопасными оказались автостоянки - 15 угонов. "Угонным" временем во Владивостоке по-прежнему остается ночь - с 0 часов до 6 утра "ушла" 121 машина, с 12 до 16 - 47 и с 16 до 20 - 42.
Автор: Александр ОГНЕВСКИЙ, "Владивосток"