Бах на баяне
Недавно во Владивостокском музыкальном училище завершила свою работу Летняя творческая школа для одаренных детей Дальнего Востока. В работе школы приняли участие профессора ведущих музыкальных вузов страны, в том числе - академии имени Гнесиных. И среди них - народный артист России, композитор, профессор Вячеслав Семенов.
Недавно во Владивостокском музыкальном училище завершила свою работу Летняя творческая школа для одаренных детей Дальнего Востока. В работе школы приняли участие профессора ведущих музыкальных вузов страны, в том числе - академии имени Гнесиных. И среди них - народный артист России, композитор, профессор Вячеслав Семенов.
Однажды на гастролях в США случилась накладка с гостиницей, и Вячеславу Анатольевичу довелось заночевать в доме богатого, всеми уважаемого гражданина - назовем его мистер Смит. За столом разговорились. И выяснилось, что когда артист Семенов выступал с шефскими концертами в воюющем Вьетнаме, почтенный американец бомбил эту страну:
- Вот так судьба сводит, - улыбается Вячеслав Анатольевич. - А вьетнамский орден я дома храню рядом с орденом Дружбы, которым меня наградили совсем недавно. Думаю, что это награда и за поездки в Лаос, и за Вьетнам, и за другие "горячие точки": Мы с моим баяном где только не бывали.
- Вячеслав Анатольевич, как вы пришли к музыке?
- Отец был директором дворца культуры, в живых остался во время войны потому - сам так говорил - что с баяном не расставался. А мама пела, у нее удивительной красоты голос. И вот лет в шесть захотел я порадовать маму, подобрал на баяне мелодию. Папа услышал и сказал: давай играть серьезно. Подарил мне самоучитель. В музыкальную школу меня записали, но преподаватель был сторонником натаскивания. Я там не задержался, учился сам. Когда мне было 13, отец умер. В память о нем я сдал экстерном экзамены в училище искусств. Первым в Ростове стал играть на современном типе баяна. Потом - учеба в Москве. На 4-м курсе Гнесинки был приглашен на преподавательскую должность в открывшийся Ростовский институт искусств. Согласился. Учился и одновременно учил. В 25 лет стал заведующим кафедрой. Мои ученики конкурсы не проигрывают, всегда занимают призовые места, есть среди них и народные артисты, и профессора. Это счастье...
- Баян - такой русский инструмент, легко ли его понимают в других странах?
- Вы ошибаетесь. Баян - в первую очередь универсальный инструмент, самодостаточный. Ему подвластна музыка всех эпох - от ренессанса до наших дней. Я уверен, что Бах вообще не для фортепиано писал, а для баяна! Мой любимый композитор - Рахманинов, когда его слушаю, голос прерывается, кожа мурашками: И поэтому, наверное, моя музыка тоже романтичная: Баян давно уже покинул фольклорные хороводы, стал академическим инструментом. В 1938 году была создана Международная федерация баянистов-аккордеонистов, я там был вице-президентом, в данный момент - член музыкального комитета. Проводятся международные конкурсы с громким названием "Кубок мира".
- Вы не только композитор, концертирующий артист, но и преподаватель...
- В первую очередь я - педагог. И одним из своих главных жизненных достижений считаю "Современную школу игры на баяне". С удовольствием принял предложение приехать во Владивосток на летнюю школу. Чем человек отличается от животного? Практически ничем. Но он перестает быть животным, если занимается наукой и искусством. И сейчас рушится то, что делает человека человеком. Горько видеть упадок культуры, разрушение системы музыкальных школ. Хочется все это вернуть, хотя бы частично. Если бы я только о себе думал, давно бы спокойно работал во Франции или Финляндии - таких предложений поступает много и многие мои знакомые музыканты, ученики так работают. Но мне обидно - почему я должен учить французов, а не наших российских детей? Поэтому и приехал. Постарался внести свою лепту. Каждый человек должен уметь танцевать, петь и рисовать. А стоит ли из музыки делать профессию - решит преподаватель. Главное - привить любовь к музыке и сделать занятия сознательными, объяснять, зачем делать то или иное упражнение, зачем играть гаммы, что это даст: Только при сознательном подходе можно стать настоящим музыкантом.
Хочу сказать - ничего лучше методики подготовки, которая существовала еще в советские времена, никто не придумал. У нас система развивающего обучения. Все, что делается в других странах, особенно в Азии, можно назвать натаскиванием. Коммерческий подход - чем больше студентов, тем больше зарабатывает преподаватель. Мы, русские, - идеалисты, видимо. Хотя кадровая проблема становится все более актуальной. Молодые выпускники Гнесинки не идут преподавать, у нас на кафедре я, 60-летний, считаюсь, в общем, молодым педагогом. Люди уходят в концертную деятельность, уезжают за рубеж. Наша наука уже почти вся в Америке, скоро там будет и культура:
Посмотрите на педагогов, которые привезли детей в летнюю школу. Это же немногочисленные энтузиасты! У них нет достойных инструментов, но они изо всех сил стараются воспитать детей настоящими людьми. Низкий им за это поклон. Вот директор музучилища Владивостока Валерий Сергеев - активный, энтузиаст. Только благодаря его беспокойному сердцу состоялась летняя школа.
Искусство должно принадлежать народу, но эту фразу нужно понимать правильно. Не искусство должно становиться ширпотребом, а любой человек должен иметь равные права доступа к искусству, вот в чем суть.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ (фото автора), "Владивосток"