Что год учебный нам готовит?
"Главное, чтоб в суете перестроек отлаженная система образования не дала сбоя", - считает руководитель департамента образования и науки администрации Приморского края Константин МЕЖОНОВ.
"Главное, чтоб в суете перестроек отлаженная система образования не дала сбоя", - считает руководитель департамента образования и науки администрации Приморского края Константин МЕЖОНОВ.
- Константин Анатольевич, дети еще отдыхают, а учителя скоро соберутся на традиционные августовские совещания - планы строить. И какие же самые главные из них?
- Чтобы планы оказались точными, в августе многие сотрудники министерства образования и науки, департаментов образования в регионах отправятся по школам всей страны - посмотреть реальное состояние дел. В ДВФО планирует приехать министр Андрей Фурсенко.
Ну а пока на своих совещаниях мы для начала подведем итоги прошлого учебного года. Самое важное - все ли дети ходили в школу, как педагоги работали с пропусками уроков - это сейчас очень актуально, потому что мы понимаем: если ребенок пропускает школу без уважительной причины, он скорее всего на улице и отнюдь не в хорошей компании.
Во-вторых, речь пойдет об административной реформе, которая проходит по всей стране и по краю в том числе.
122-й федеральный закон, множество поправок и дополнений в законодательстве - все это радикально меняет иерархию ответственности, финансирования, да и саму организацию системы образования.
Вот лишь несколько деталей: начальное профессиональное образование с федерального уровня передано в ведение субъекта федерации, то есть на бюджет края. Сюда же передаются все учреждения для детей-сирот, хотя до сих пор они были в ведении муниципалитетов. Таких учреждений в Приморье 36. И вся эта работа связана с подготовкой огромного количества документов.
- Но все эти структурные и административные изменения - не чиновничьи ли игры? Улучшит ли все это дело?
- Надеюсь, да. Кстати, по решению губернатора, край еще до выхода новых законов взял на себя часть финансирования детских домов, и это сразу улучшило ситуацию: теперь у нас дети нигде не голодают, абсолютно все получают средства на одежду.
Откуда возьмутся дети?
- Константин Анатольевич, говорят, детей в школах все меньше и меньше?
- Да, демографическая ситуация далека от благополучия. Каждый год школьников почти на 15 тысяч меньше.
2003 - 261 тыс.
2004 - 245 тыс.
2005 - 232 тыс.
Правда, число первоклассников сокращается ненамного. А вот число выпускников 11-х классов в ближайшие годы, по прогнозу, резко сократится.
2005 - около 21 000
2006 - 20 500
2007 - 17 200
2008 - 15 200
2009 - 12 000
Вот почему мы вынуждены говорить об оптимизации сети образовательных учреждений. Поскольку содержать весь комплекс зданий системы образования - неэкономично и неэффективно.
- Закрывается школа - умирает село...
- Конечно, люди недовольны, когда в селе закрывается школа. Мы убеждаем, что ребят будем подвозить, что в соседнем селе есть все учителя, поставим компьютеры и т. д. С 2001 по 2005 год по губернаторской программе "Школьный автобус" приобретено169 автобусов, что позволило обновить автобусный парк на 65 процентов. Но родители привыкли, когда школа под окном: И тогда мы говорим: школа решает не бытовые задачи, а образовательные и воспитательные. Это не просто место пребывания ребенка, а учреждение, где он должен получить качественное образование.
В этом году в крае закрыты семь школ, скоро список могут пополнить еще столько же. Но в каждом случае трудный вопрос решал муниципалитет. Кое-где из двух больших школ оставили одну, поскольку обе не заполнены. Например, в Камень-Рыболове есть большая школа № 3, и, даже когда туда перевели ребят из соседнего учреждения, она не заполнилась.
Пожалуй, в одном наша позиция остается твердой: в любом, даже самом маленьком селе начальную школу нужно стараться сохранить.
ЕГЭ - не суть
- Будут ли сдавать выпускники грядущего учебного года единый госэкзамен?
- Ответ на этот вопрос окончательно будет дан в октябре. Потому что в сентябре мы проведем мониторинг мнений среди учащихся. Свое заключение дадут нам и вузы.
Отношение к ЕГЭ по-прежнему противоречивое. И потому мое мнение таково: самое правильное, если останутся разные варианты сдачи экзаменов. И ЕГЭ - по выбору учащихся, потому что это всего лишь одна из форм проведения итоговой аттестации, не более того, и считать его основой и сутью модернизации российского образования категорически не стоит.
- Судя по тому, что родители старшеклассников стремятся отправить своих чад доучиваться в колледжи и лицеи при вузах, они не слишком довольны качеством подготовки в школе?
- А главной задачей школы и не является подготовка к поступлению в вуз! Задача - обучение, воспитание, получение среднего общего образования.
Тем не менее 70 процентов выпускников школ поступаюет в вузы - такова статистика последних лет.
- Вам не кажется, что многие проблемы нового поколения - от того, что дети не заняты в кружках? Сеть их убога...
- Что убога - не согласен. Да, материальная база слабовата. И зарплата у преподавателей слишком низкая. Но по статистике почти половина всех школьников занимается в кружках системы дополнительного образования. Да плюс спортивные секции.
Другое дело, что кружки в основном устраивают ребят начальных и средних классов, и слишком мало интересного для старшеклассников...
- Так много пишут о плохом здоровье школьников: А кто в новом учебном году может рассчитывать на горячий бесплатный завтрак?
- По новому федеральному законодательству выделение дотаций на питание школьников не входит в полномочия ни субъекта федерации, ни муниципалитета. Школа обязана создать условия для питания учащихся. Так что будут заключены договоры с торговыми организациями, которые на площадях школ будут готовить пищу и кормить ребят за деньги.
Бесплатные завтраки или обеды остаются только для самых малообеспеченных, остро нуждающихся детей и оплачиваются из средств всеобуча. Такая помощь сугубо адресная.
- А что слышно про повышение зарплаты учителям?
- С 1 сентября зарплата повысится на 11 процентов. В Приморском крае для педагогов сельской местности дополнительно она увеличится еще на 15 процентов.
- И в заключение: что нового ждет всех нас в учебном году?
- Когда идет серьезный передел системы, важно, чтобы все прошло гладко, чтобы люди не почувствовали изменений в худшую сторону. И самое главное - система образования должна работать без сбоев.
Автор: Марина ИВЛЕВА, "Владивосток"