Куда делись рикши?
30-летие со дня присвоения статуса города отметил наш ближайший китайский сосед - Суйфэньхэ. Всю прошлую неделю здесь было много гостей как из разных городов и провинций Китая, так и из России. Празднование получилось по-соседски дружным. На официальных торжествах слова поздравлений звучали и с китайской, и с российской стороны. В семинаре мэров городов на равных с хозяевами принимали участие главы администраций городов и районов Приморья. Точно так же на зрелищных мероприятиях: за красочным выступлением китайских спортсменов следовал концерт владивостокских коллективов, восточные мотивы сменяли современные ритмы, под которые на подиум выходили манекенщицы театра моды "Пигмалион" ВГУЭС... И даже в торжественном параде, ставшем гвоздем праздника, среди колонн, прошедших перед трибуной, была целая колонна наших туристов-шопников, которые, можно сказать, работают в Суйфэньхэ и проводят здесь времени не меньше, чем дома. Наши соотечественники держали за руки китайских ребятишек. Эта трогательная картина стала лучшим подтверждением обоюдного стремления к дружбе и сотрудничеству.
30-летие со дня присвоения статуса города отметил наш ближайший китайский сосед - Суйфэньхэ. Всю прошлую неделю здесь было много гостей как из разных городов и провинций Китая, так и из России. Празднование получилось по-соседски дружным. На официальных торжествах слова поздравлений звучали и с китайской, и с российской стороны. В семинаре мэров городов на равных с хозяевами принимали участие главы администраций городов и районов Приморья. Точно так же на зрелищных мероприятиях: за красочным выступлением китайских спортсменов следовал концерт владивостокских коллективов, восточные мотивы сменяли современные ритмы, под которые на подиум выходили манекенщицы театра моды "Пигмалион" ВГУЭС... И даже в торжественном параде, ставшем гвоздем праздника, среди колонн, прошедших перед трибуной, была целая колонна наших туристов-шопников, которые, можно сказать, работают в Суйфэньхэ и проводят здесь времени не меньше, чем дома. Наши соотечественники держали за руки китайских ребятишек. Эта трогательная картина стала лучшим подтверждением обоюдного стремления к дружбе и сотрудничеству.
Будет северный Шэньчжень
Суйфэньхэ заслужил - и еще как! - большой и красивый праздник в честь своего тридцатилетия. Это время стало для бывшего пограничного пункта пропуска стремительным прорывом вперед. По свидетельству нынешнего мэра города Сюй Гуанго, в 1975 году во всем Суйфэньхэ были одна главная дорога, несколько уличных фонарей, одна линия проволочного вещания и грязь - везде и всюду, особенно в дожди. Сейчас так много изменилось, что этому просто нельзя не удивляться. Да что там: можно приехать через неделю, и то увидишь что-то новое, заставляющее в очередной раз недоуменно развести руками: "И когда успели?".
Тому, что Суйфэньхэ так быстро идет вперед, есть вполне понятное объяснение. В своем выступлении заместитель губернатора провинции Хэйлунцзян Лю Сюелян назвал такие факты: торговый оборот города с Россией составляет более половины общего товарооборота всей провинции, Суйфэньхэ занимает первое место по торговому обороту среди приграничных городов Китая. Вот вам главная составляющая экономического роста. Представьте масштабы импортно-экспортного оборота на этом участке границы, если годовой объем грузовых перевозок составляет 8 миллионов тонн.
В выступлениях китайских официальных лиц Суйфэньхэ получил много лестных оценок, был назван "опорой экономики Муданьцзяна", "лучшим туристическим городом", передовиком "по созданию цивилизованных городов". И надо сказать, что некогда захолустная деревушка только набирает темпы. Перед Суйфэньхэ поставлена грандиозная задача - повторить опыт стремительного развития города Шэньчженя, стать его северным прообразом. Нет никаких сомнений в том, что этот план будет выполнен.
- Уже через пять лет вырастет еще один Суйфэньхэ, - объяснял нам китайский переводчик Володя, ведя ознакомительную автобусную экскурсию. - Вот за этим поворотом начинаются новые современные кварталы, где живут небедные китайцы. В городе строится благоустроенное жилье, много новых торговых центров, гостиниц. А самое "крутое" здание здесь - это здание таможни.
Челноки сделали свое дело
Видя, как разрастается и хорошеет Суйфэньхэ, никто обычно не сомневается: все здесь сделано на наши, русские, деньги.
- Это довольно спорная точка зрения, - считает председатель Приморской торгово-промышленной палаты Владимир Брежнев. - Деньги, которые оставляют тут наши челноки, попадают в руки частников и сразу же уходят на фабрики, где производится товар, и таким образом расходятся по всей стране. Причина быстрого подъема Суйфэньхэ кроется в федеральной политике по отношению к территориям, на которые сделана особая ставка. Китайское правительство поступило очень мудро, выбрав несколько приоритетных экономических зон, имеющих наиболее выгодное геополитическое и географическое положение. На этих территориях предоставляются таможенные, налоговые льготы. Если компания работает через фирму, расположенную в Суйфэньхэ, то она имеет большой выигрыш. А деньги, которые могли бы уйти в федеральный бюджет, остаются на месте. По такой схеме развивался тот же Шэньчжень. Невозможно было бы поднять на новый уровень развития сразу всю страну.
- Представители Приморской торгово-промышленной палаты были на торжестве в числе самых почетных гостей. Уже судя по этому, можно сделать вывод, что палата много сделала для развития торговли между Приморьем и Суйфэньхэ.
- Если городу-юбиляру стукнуло 30, то наша палата и с китайской стороны комитет по содействию развитию торговли, выполняющий подобные функции, отметят скоро 40-летие сотрудничества. Первая приморская делегация в Суйфэньхэ приезжала именно по линии палаты. Первое совместное российско-китайское предприятие создавалось во Владивостоке тоже под нашей эгидой. Главная задача палаты - объединить интересы бизнеса с одной и другой стороны.
- Но ведь у этих сторон наверняка возникают противоречия. Кто помогает их разрешить?
- В свое время для рассмотрения споров в области коммерции мы создали совместный арбитражный суд на базе Муданьцзянского комитета. Запросы туда поступают как от нас, так и от китайских предпринимателей. Но в подавляющем большинстве все спорные моменты удается разрешить путем примирительного регламента.
- Нельзя не обратить внимание, насколько меньше стало сейчас в Суйфэньхэ наших челноков. Челночный бизнес сходит на нет?
- Челночная торговля неминуемо будет умирать. Надо отдавать себе отчет в том, что российский рынок небезграничен. И уже наступает момент, когда можно говорить о том, что он наполнен необходимыми товарами. К тому же Россия становится другой, возрастает спрос на товары известных мировых брендов, качественную продукцию из разных стран. Да и сама по себе торговля с Китаем переходит на другой уровень. За прошлый год Приморье увеличило объем торговли по заключенным контрактам на 17 процентов. Такая торговля - с нормальной приемкой товаров, экспертизой их качества, проверкой, сколько товара оговорено в контракте и сколько его действительно переправлено через границу, - станет и дальше вытеснять челночную. Способствовать этому процессу будут также новые таможенные правила. Скорее всего, с 1 января можно будет беспошлинно провозить через границу только 20 килограммов груза. Слишком большие суммы "уводятся" сейчас от налогообложения.
Новым импульсом для развития Приморского края и Суйфэньхэ, думаю, станет введение в строй приграничного торгового комплекса "Пограничный - Суйфэньхэ". Это один из самых крупных инвестиционных проектов. Его реализация позволит отладить новые инструменты внешнеторгового регулирования и в дальнейшем применять их в государственном масштабе.
Пока не до отдыха
В день юбилея - 9 августа - грандиозные празднества развернулись на новом городском стадионе. С вертолета сбрасывались поздравительные листовки, выступали многочисленные спортсмены и артисты, включая звезд эстрады Китая, а в заключение был шикарный фейерверк.
Вообще-то спорткомплекс еще не достроен, поэтому специально к торжествам все поле стадиона выложили кирпичами. Титаническая работа, сказали бы мы. Но не китайцы. Тут все делается быстро. Как только закончился салют и начал расходиться народ, кирпичи начали моментально разбирать.
Этот стадион в Суйфэньхэ станет первым. Все развитие города до сих пор было направлено на торговлю и туризм. Одних гостиниц тут уже не меньше 40, торговых зон, включая подземный пассаж, магазинов самой разной направленности - сотни. Но нет кинотеатров, концертных залов. Работает только небольшой исторический музей. А ведь в городе постоянных жителей 40 тысяч, да еще приезжих из разных мест Китая, ведущих здесь бизнес или стремящихся подзаработать, - еще 100 тысяч. Судя по тому, что индустрия досуга только начинает формироваться, пока было не до отдыха.
Что касается русских туристов, то для их развлечения помимо ресторанов открыто много бань, где можно принять еще и сеанс массажа по выбору: с медом, солью, молоком. У приезжей молодежи была популярна роликовая дискотека, но ее закрыли из-за большого травматизма. Бассейн тоже пришлось закрыть, чтобы избежать вспышек инфекций.
Из того, что предлагает Суйфэньхэ в придачу к походам по магазинам, осталась рыбалка на пруду в 20 минутах езды от города, а зимой - выезд на лыжную трассу. Как рассказала инструктор по туризму компании "Дальинтурист" Елена Шевцова, желающих воспользоваться этими не очень дорогими и вполне комфортными услугами становится все больше, особенно среди тех, кто приезжает за покупками для семьи. Такие туристы обычно стремятся совместить приятное с полезным.
Кроме того, в городе появилось несколько хорошо обустроенных сквериков, можно прогуляться вдоль канала. Достраивается буддийский храм. Его тоже можно рассматривать как место будущего паломничества туристов. В качестве подтверждения мы увидели тут объявление: "За свечи минимум 1 юань. Чем больше, тем лучше. За ваше благополучие, здоровье, удачу помолитесь перед Буддой". Написано оказалось на удивление грамотно.
Китайский автопром наступает
В ходе торжественных мероприятий была названа еще одна задача, которая стоит сейчас перед руководителями Суйфэньхэ, - построение среднезажиточного общества. Цель благая, если учесть, что на сегодня средняя заработная плата в городе составляет в переводе на наши деньги три тысячи рублей. Немного, даже несмотря на то, что тут по сравнению с нашими мизерные коммунальные платежи. И квартиры, кстати, стоят недорого (средняя стоимость одного квадратного метра - $160). Но при этом надо учитывать, что все образование, как и медицинское обслуживание, в Китае платное.
Немногие имеют возможность приобрести машину - дорого. А если уж говорить об иномарках, то это и вовсе практически недоступная роскошь. Баснословные таможенные пошлины создают условия для развития собственного автопрома. И он развивается такими темпами, что, судя по всему, мы тоже скоро начнем пересаживаться на китайские машины. На улицах Суйфэньхэ, где еще лет пять назад колесили только вело- и моторикши, машин стало довольно много. Стоит взмахнуть рукой, как тут же затормозит такси. За поездку в любой конец города с вас возьмут пять юаней (примерно 18 рублей). Работают на такси частники, но на машинах, взятых в аренду в транспортной компании.
А вообще-то жаль, что не удалось прокатиться с рикшей. Было бы кстати в такую жару. Соседний с нами город Суйфэньхэ становится все более цивилизованным. Будто настоящая "заграница".
Автор: Надежда БРАЖИНА, Николай КУТЕНКИХ (фото), "Владивосток"