Бухта Перевозная: альтернативы нет,

- считает профессор ДВГТУ, заместитель директора Центра стратегических исследований топливно-энергетического комплекса Дальнего Востока, доктор технических наук Александр Гульков.

12 авг. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1800 от 12 авг. 2005

- считает профессор ДВГТУ, заместитель директора Центра стратегических исследований топливно-энергетического комплекса Дальнего Востока, доктор технических наук Александр Гульков.

- Александр Нефедович, сегодня уже практически не возникает споров о том, нужен ли Дальнему Востоку нефтепровод. Зато активно обсуждается его конечная точка: Находка или Перевозная?

- Идея нефтепровода к Тихому океану возникла не сегодня и даже не вчера, а еще в советское время. И одним из кандидатов на размещение терминала могла быть и Находка. Но уже тогда проектировщики столкнулись с проблемой преодоления Сихотэ-Алинского хребта и нескольких заповедных зон. В то время это была лишь техническая проблема. Сейчас - еще и экономическая, финансовая, политическая, экологическая: Ну а в бухту Перевозную путь нефтепровода пройдет в санитарно-охранной зоне железнодорожного полотна, по уже освоенным землям. Одного этого аргумента может быть достаточно, чтобы остановить наиболее рьяных сторонников находкинского маршрута. Но есть и другие доводы.

Например, для строительства терминала нужна свободная равнинная площадка площадью более двух квадратных километров. В Находке ее уже нет - подходящие земли давно принадлежат коммерческим структурам. Лоббисты Находки предлагают на этот случай несколько вариантов. Например, построить терминал на сопках террасами. Или отсыпать искусственную площадку, уходящую в море. Или выкупить земли у коммерсантов.

Теоретически можно рассматривать любой из этих вариантов. Но на практике ни один из них неприемлем. И потому, что все они требуют громадных дополнительных расходов (насыпной берег обойдется примерно в 300 млн. долларов). И потому, что начало строительства отложится на несколько лет. А там, кто знает, может, оно вообще не начнется. Кроме Находки нашим центром рассматривалось еще несколько площадок под нефтяной терминал. Все они имеют примерно равные экологические ограничения. Но по техническим, эксплуатационным и прочим условиям естественная площадка в районе Перевозной вне конкуренции.

- А Ванино?

- О Ванино речь вообще уже не идет. Там несколько месяцев в году лед стоит. Рассматривать сегодня другие варианты, кроме Перевозной, все равно, что вопреки геополитическим интересам России сразу повернуть нефтепровод в китайский Дацин - чтобы китайцы, как единственные покупатели, диктовали нам цены на нашу нефть. Или в Мурманск, как хотели бы арабы и американцы, - поближе к Европе и США и подальше от бурно развивающихся стран АТР. Но только выход нефтепровода к Тихому океану развяжет России руки и даст возможность продавать нефть и нефтепродукты на конкурентной основе. А это уже совсем другие цены.

Очень многие противные интересам России силы предпринимают сегодня реальные шаги, чтобы этому помешать. В Приморье они действуют в том числе и через "зеленых", живущих на деньги зарубежных экологических фондов. На руку им играют местные олигархи, которые хотели бы подороже заложить свою находкинскую собственность. Есть, конечно, среди противников нефтепровода и люди, которые искренне болеют за судьбу территории, за сохранность природы: И их используют как таран, как "зеленое" знамя.

Между тем если нефтепровод придет на юг Приморья, то кроме всего прочего он навсегда избавит некоторых политиков от иллюзии, что Приморье можно оторвать от России. Нефтяная труба будет способствовать созданию у нас нефтегазового комплекса. Она "притащит" за собой газопровод, сделает возможным строительство предприятий по переработке нефти и газа, чтобы торговать не сырой нефтью, а гораздо более дорогими нефтепродуктами. И, что сегодня крайне важно, создаст рабочие места, преобразит Хасанский район...

- Преобразить-то преобразит. Вопрос: как именно? Вы же не будете утверждать, что нефтяной терминал не повлияет на экологическую обстановку в районе бухты Перевозной. Ведь в случае аварии...

- Давайте будем последовательными: чтобы рассматривать последствия аварии, нужно прежде всего рассмотреть ее вероятность применительно и к Находке, и к Перевозной. Эта вероятность складывается из многих факторов. Скажем, где и в силу каких причин авария может произойти: на танкере в случае его столкновения с другим судном, на самом терминале из-за технической неисправности и пр.

Согласитесь, что чем меньше в районе терминала интенсивность движения судов, тем меньше вероятность столкновения с ними танкера. И скажите, где такая интенсивность выше - рядом с Находкой или в районе бухты Перевозной? Если бы терминал был построен в Находке, то там пришлось бы вводить особый график движения судов. А на время подхода-отхода и швартовки супертанкеров и вовсе его закрывать. В Перевозной такой проблемы не возникнет.

Теперь о возможных авариях в процессе перекачки и бункеровки. Критики Перевозной, когда говорят об этом, всегда исходят из максимальных цифр и наихудших условий. В их теоретических экспериментах оборудование ломается все сразу, нефть в воду льется часами и десятками тонн и при этом без всяких защитных мер. Существует такая вероятность? Да! Примерна такая же, как и вероятность падения метеорита на голову одному конкретному человеку. Применительно к Перевозной - один шанс к десяти миллионам.

Кроме того, сколько нефти в случае аварии при бункеровке может "убежать" через шланг до срабатывания аварийной автоматики? Полтонны, тонна - не больше. Но бункеровка по правилам эксплуатации терминала может начаться только тогда, когда танкер опояшет защитная система бонов. За его пределы нефтяное пятно не выйдет. Многолетние наблюдения показывают, что зимой в Перевозной северные ветры не успевают разогнать волну. А летом многочисленные острова прикрывают бухту от тайфунов, и волнение в ней не превышает двух метров. Во время тайфунов загрузка танкеров вообще запрещена.

На днях я вернулся из Токио, где знакомился с крупнейшим в Японии заводом по переработке нефти. Он стоит на берегу Токийского залива. А его терминал вынесен в море на 8 километров. И ничего...

- Да, но мы не японцы, не немцы и даже не американцы. Сможем ли мы выдержать безопасные для природы режимы эксплуатации терминала? Кроме того, танкеры неизбежно будут сливать в бухту тонны балластных вод, нефтяные емкости будут парить сероводородом...

- Мы не японцы - это точно, но при желании и мы можем работать не хуже. Самый близкий пример - нефтяной терминал под Санкт-Петербургом в Приморске. Это самый современный нефтеналивной порт на Балтике. Так вот там при перевалке 50 млн. тонн нефти за год в море попадает вместе с балластными водами от 0,5 до 2 тонн так называемых нефтеуглеводородов. Сравните эту цифру с тем количеством бытовых отходов, которое ежегодно выливается в Амурский залив из владивостокской канализации.

Общее заблуждение состоит в том, что балластная вода набирается танкерами в те же емкости, что и нефть. На самом деле все супертанкеры имеют двойные корпуса, и забортная вода набирается между ними. Так вот, после запуска терминала в Приморске вода там стала чище, чем в Финском заливе, потому что ее постоянно разбавляют чистые океанические воды, сливаемые супертанкерами. Там теперь купаться можно. Там в море жизнь появилась, давно исчезнувшая по причине загрязненности местных вод.

Что касается испарений, то они есть, были и будут. Другое дело, что терминал, точнее, его владелец "Транснефть", сам заинтересован свести их к минимуму - это ведь деньги испаряются. Чтобы замедлить испарения, держать их в рамках ПДК (предельно допустимой концентрации), на терминале будут использоваться самые современные технологии типа плавающих крышек и проч. Остатки ветрами унесет в океан. А разве лучше было бы им парить в Находке?

- Хасанский район, в котором расположена бухта Перевозная, считается перспективной территорией с точки зрения развития там туризма, марикультуры и прибрежного рыболовства. Наконец, в тамошнем заповеднике обитает краснокнижный дальневосточный леопард...

- Если верить ежегодным итогам социально-экономического развития Хасанского района за последние пять лет, то основу экономики составляют порты Посьет и Зарубино, Славянский СРЗ и железная дорога. Доходов от туризма и марикультуры район не имеет вовсе. Рыбный промысел ведется за пределами Амурского залива. Притом уловы настолько невелики, что это даже не фиксируется отдельной строкой в отчетах по заливу Петра Великого.

Что касается леопардов, то, как показано в одной из последних работ, опубликованных в прошлом году Тихоокеанским институтом географии ДВО РАН совместно с рядом экологических организаций, следы его встречаются по большей части не в самом заповеднике, а на всей территории Хасанского района. В прибрежных же районах, граничащих с предполагаемым местом строительства, их нет вообще. То ли из-за частых лесных пожаров, то ли по другим причинам: Так может, проще поднять вопрос о расширении территории заповедника на запад, где действительно обитает леопард?

- 15 августа во Владивостоке и в Славянке должны пройти так называемые общественные слушания, посвященные проекту трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО). О чем конкретно там пойдет речь?

- Общественные слушания будут проходить в соответствии с законом "Об экологической экспертизе" при проектировании объектов, имеющих особое значение для региона. В нем есть специальный раздел, посвященный оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС). И 15 августа участники слушаний - жители края, представители предприятий и организаций, специалисты должны будут обсудить и сформулировать свои предложения и замечания в связи со строительством терминала. И если эти предложения и замечания будут основаны на достоверной информации, если они не будут противоречить существующим нормативным требованиям, то они будут учтены в проектных решениях.

Автор: Беседовал Сергей Листов, специально для "В"