Аукционы скоро начнутся

В 2005 году во Владивостоке согласно решению городской думы должны быть приватизированы 516 объектов муниципальной недвижимости. В этом перечне, с которым каждый заинтересованный человек может свободно ознакомиться на официальном сайте городской администрации, значатся и отдельно стоящие здания площадью почти в 4 тысячи квадратных метров, как, например, дом № 56 на улице Интернациональной, и совсем крохотные каморки величиной в 5,9 квадратных метра, которые предлагаются к продаже в здании № 116 на улице Светланской.

11 авг. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1799 от 11 авг. 2005

В 2005 году во Владивостоке согласно решению городской думы должны быть приватизированы 516 объектов муниципальной недвижимости. В этом перечне, с которым каждый заинтересованный человек может свободно ознакомиться на официальном сайте городской администрации, значатся и отдельно стоящие здания площадью почти в 4 тысячи квадратных метров, как, например, дом № 56 на улице Интернациональной, и совсем крохотные каморки величиной в 5,9 квадратных метра, которые предлагаются к продаже в здании № 116 на улице Светланской.

Разговоров и слухов о процедуре проведения приватизации городского имущества ходит множество, а потому "В" обратился за точной информацией к первому заместителю главы администрации Владивостока Николаю КОРОЛЕВУ.

- Николай Анатольевич, уже август наступил, а почему-то до сих пор ничего по программе приватизации на этот год не продается. Или уже продается?

- Нет, не продается, но, видимо, в сентябре мы уже будем готовы приступить к исполнению программы. Нам очень важно соблюсти все нормы законодательства, чтобы споры вокруг приватизации муниципального имущества были полностью исключены.

Прежде чем реализовать это имущество, его необходимо оценить. Уже проведен публичный конкурс, в котором имел право участвовать любой из оценщиков, имеющий лицензию на этот вид деятельности. Победителями определены пять специализированных компаний, потому что объем работы по оценке муниципального имущества очень большой. За объективное и верное определение рыночной стоимости муниципального имущества они отвечают своей лицензией. Это первый этап.

Кроме того, управление муниципальной собственности совместно с филиалом Росинвентаризации в г. Владивостоке завершает инвентаризацию помещений, потому что мы должны точно знать, что мы продаем. Помещения проверяются до каждого квадратного сантиметра. На все объекты, включенные в перечень приватизации, восстанавливаются и обновляются техпаспорта.

Также специально создано муниципальное учреждение "Агентство по продаже муниципальных земель и недвижимости", которое будет проводить торги и готовить объекты к продаже.

- А зачем вообще надо продавать муниципальное имущество?

- Необходимость приватизации муниципальной собственности обусловлена соответствующим федеральным законом, в котором четко и ясно прописаны все процедуры. Органы местного самоуправления обязаны оставить в своем ведении только то имущество, которое необходимо для осуществления их полномочий, и реализовать все иные объекты, которые относятся к сфере бизнеса. Поэтому у города не должно быть, скажем, таких муниципальных объектов, как магазины, аптеки или парикмахерские. За исключением, может быть, таких, которые имеют статус специализированных по линии поддержки малоимущего населения.

- Значит, программа приватизации муниципального имущества строго соответствует требованиям федерального законодательства?

- Да, но на самом деле она должна была появиться уже давно. Вы знаете, что раньше все, что касалось использования муниципального имущества во Владивостоке, было непрозрачно и непонятно, а сейчас любая городская собственность будет продаваться только через программу приватизации. Моя личная позиция: пока у нас большая часть недвижимости будет находиться в аренде, то есть использоваться людьми, которые не являются ее собственниками, муниципальные здания будут и дальше разрушаться. Ведь не секрет, что большая часть городской недвижимости находится в не очень хорошем состоянии, и для того, чтобы ее реставрировать, надо потратить очень много денег из городского бюджета. Простой пример - фасады большинства муниципальных зданий города. А если мы получим собственников для этих помещений, то есть шанс, что они и приведут свою собственность в порядок.

Федеральное законодательство предписывает приватизировать муниципальное имущество с наибольшей выгодой для муниципального образования. Потому что основная форма приватизации - это продажа имущества через аукцион.

- А вот говорят, что всех коммерсантов, которые арендуют сегодня муниципальные помещения, подлежащие приватизации, выставят на улицу...

- Это неправда. Смена собственника здания не нарушает прав пользователей этого имущества, с которыми заключены договоры аренды. На юридическом языке это называется продажа имущества с обременением. И никто не имеет права до прекращения договора аренды, а они заключаются на срок и 10, и 15 лет, каким-то образом мешать арендатору пользоваться помещением.

- Николай Анатольевич, а правда ли, что те фирмы и предприниматели, которые арендуют муниципальную собственность более 10 лет, имеют преимущественное право на приватизацию?

- И это неправда. Справедливость такого положения можно обсуждать, но закон о приватизации государственной и муниципальной собственности не предусматривает никаких таких исключений. Если арендатор желает выкупить помещение в собственность, то он может это сделать на общих для всех основаниях.

- И сколько должен выручить бюджет города от продажи этих объектов?

- Предполагаем, что доходы от приватизации муниципальной собственности в 2005 году составят не менее 400 миллионов рублей.

- Известно, что одна из статей дохода городского бюджета - сдача в аренду муниципальных помещений. Не получится ли так, что мы эту собственность продали и, допустим, 400 миллионов рублей сразу получили, а потом городу и зарабатывать будет не на чем?

- Я не считаю, что доходы от аренды такого имущества являются жизненно важными для муниципального образования. Для доходов у нас есть еще и земля, и ряд других ресурсов. Давайте посчитаем с экономической точки зрения.

Сейчас мы от этих помещений получаем только арендную плату. Но мы обязаны эти помещения и здания содержать, платить налог на имущество - в целом это выливается в гигантские суммы! А после продажи такого имущества платить налог будет уже его новый собственник, причем уже по продажной стоимости. И городской бюджет после продажи муниципального имущества будет получать налоги с новых собственников, исчисляемые по новым, рыночным ценам.

Идем дальше. Отдельно стоящие здания будут выставляться на аукцион вместе с участком земли. Тот, кто их купит, станет собственником этого земельного участка, а это - земельный налог. Учитывая, что мы сейчас проводим земельную кадастровую оценку, я прогнозирую, что в будущем году сумма земельного налога в целом по Владивостоку значительно увеличится.

Это те доходы, которые город получит взамен нынешних арендных платежей. Есть и еще выгоды. Мы значительно уменьшим число муниципальных служащих, которые только и занимаются тем, что якобы содержат муниципальное имущество либо его учитывают, рассчитывают арендные платежи, контролируют их. А если мы имущество продаем, то налогами на него будет заниматься налоговая инспекция. Есть и еще один плюс именно для развития бизнеса во Владивостоке. Ведь при такой всем понятной системе любой предприниматель может точно подсчитать, сколько он будет платить сегодня, завтра, через год, а значит, может планировать свой бизнес на 5-10 лет вперед.

- И вы утверждаете, что никакой "левой" продажи объектов муниципальной собственности теперь во Владивостоке не будет?

- Я утверждаю, что мы сделали все, чтобы приватизация муниципальной собственности происходила в строгом соответствии с требованиями законодательства, открыто, гласно и понятно для всех.

Автор: Сергей СТЕПАНОВ, "Владивосток"