Вариации на тему непознанного
Марк Леви. "Семь дней творения", Пантелеймон Бецкой. "Тайна Ф.К.", Анатолий Гладилин. "Тень всадника".
Что более всего привлекает читателя в романе? Изящная интрига? Да. Легкий язык? Да. Яркие образы? Еще бы! Но все это не самое главное. Чертовщинка - вот что обеспечивает успех литературному творению. При условии, конечно, что все вышеперечисленные факторы хотя бы в малой дозе, но присутствуют...
В сегодняшней статье мне показалось логичным объединить сразу три книги. Каждая из них в большей или меньшей степени наполнена этой самой чертовщинкой, тайной, вариациями на тему истории, колдовства, религии:
Конечно, произведение, с позволения сказать, П. Бецкого - чистой воды литературный поток, практически мусор. Если творчество Бориса Акунина (имеется в виду серия детективов о Фандорине) расценивалось критиками как удачный, достойный всяческих комплиментов стилистический изыск, изящная подделка под язык Достоевского и Толстого, то сочинение Бецкого - жалкое подражательство, превратившее неплохую изначально задумку в пародию, фарс. Унылое печальное чтение, книга, заставляющая смыкаться веки читающего: Конечно, язык столь далекого XVIII века и не должен быть легковесным, но почему же у Акунина он так изящен, а у П. Бецкого - убойно скучен? Возможно, дело в той малой составляющей, что называется талантом? Обидно. Ведь тема, взятая для детективно-авантюрного повествования: тайна загадочной смерти Александра I, самозванец, претендующий на трон самодержца российского, могла бы при должном умении автора так захватить читателя, что и не оторвешься. Тайны истории всегда привлекали человечество: Но, как говорится, что выросло - то выросло, и творение П. Бецкого безусловно и окончательно отправляется на полку с надписью "перечитыванию не подлежит".
Книга Марка Леви касается тайн не только и не столько исторических, сколько тайн мироздания как такового. Представьте себе невидимый, но весьма трудный поединок, который ведут на Земле, рядом с нами, посланцы ада и рая, добра и зла: Исход пари, заключенного меж богом и чертом, прост, но в то же время ужасающ: проигравший получает всю Землю. И нас с вами в том числе.
Если вы, читатель, приготовились увидеть в "Семи днях творения" мрачный готический роман, вынуждена вас разочаровать. Это скорее любовно-детективная история, удивительно земная, развязывающаяся неожиданно, непредсказуемо (если, конечно, вы не поступаете так, как я, - не заглядываете в конец книги). Ставить высший балл Марку Леви, вероятно, не следует, но оценку "занимательно" книга заслужила.
Высший же балл заслужил - вне сомнения - роман Анатолия Гладилина "Тень всадника". Вполне можно назвать его "нашим ответом Дэну Брауну" - если кто-то в вашем, читатель, присутствии начнет сетовать на отсутствие в современной российской литературе по-настоящему интересных авантюрно-исторических романов, смело отсылайте говорящего к "Тени всадника". Роман Гладилина, как и творение Дэна Брауна, трудно назвать историческим в буквальном смысле этого слова. Реально существовавшие персонажи: маршал Ней, Наполеон, Жозефина Богарне, Сен-Жюст, король Карл XIV; невымышленные исторические события: битва при Бородино, гражданская война в Америке, перестройка в России - все это причудливым образом перетекает в мистику, в фантазию автора, в вымысел, который так легко перепутать с реальностью и поверить, что так оно и было:
Книга Гладилина - вариация на тему, попытка ответить на вопрос, а что было бы, если бы было возможно:
Несмотря на густонаселенность, насыщенность событиями, массу подробностей, роман "Тень всадника" отнюдь не кажется перегруженным и тяжелым. Он читается легко, на одном дыхании, а после прочтения вы еще долго будете ловить себя на мысли "а вдруг?":
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, "Владивосток"