Трясутся, но не сдаются
В Китае с новой силой вспыхнула дискуссия об энергетическом голоде, который может помешать развитию народного хозяйства.
В Китае с новой силой вспыхнула дискуссия об энергетическом голоде, который может помешать развитию народного хозяйства.
На прошлой неделе в провинции Хэйлунцзян произошло мощное землетрясение. Толчок зарегистрирован достаточно глубоко - в 10 километрах от поверхности земли в этом районе. Но ущерб стихия принесла немалый. Особенно пострадал район между Цицикаром и Дацином. По сообщению агентства Синьхуа, разрушено и сильно повреждено более двух тысяч домов. Власти рассматривают возможность отселения людей из пораженной бедствием зоны.
Но несравненно больший урон сейсмическая волна может нанести дацинским нефтепромыслам. Каждое землетрясение смещает глубинные слои, и последствия порой губительны для добывающих отраслей экономики. Так, например, было после ташкентского землетрясения 1966 года. Тогда Ангренский угольный бассейн потерял половину производственных мощностей, пришлось заново рассчитывать сейсмостойкость шахтных сооружений, временно сократить добычу уже разведанных запасов.
Нефтяные скважины еще уязвимее, чем угольные шахты. И хотя пока рано говорить о том, чего стоила дацинским нефтяникам подземная буря, подорвана вера в стабильность этой отрасли в регионе.
Известно, что землетрясения в северо-восточном Китае случались и раньше, но происходили они в горных и слабозаселенных районах. Сейсмологи всегда предвидели возможность тектонических катастроф на Дунбэйской равнине. Но сроки, разумеется, пока определять не удается.
Китайские СМИ, по здешним меркам, нервно отреагировали на дацинские толчки. Здесь высказывают осторожное предположение, что теперь Пекин еще больше будет заинтересован в получении российской нефти через новый трубопровод, который может стать спасением для китайской энергетики.
К тому же оживление сейсмической активности в регионе может стать дополнительным аргументом в пользу более тщательной экологической проработки той части проекта, которая касается прокладки трубы через Читинскую и Амурскую области. Китайцы не скрывают своего удовлетворения позицией тамошних местных властей. Ветка нефтепровода к Тихому океану, понятно, не устраивает КНР.
Летом 2005 года народное хозяйство страны уже ощутило серьезный дефицит энергоресурсов, как, впрочем, и воды. Центральное телевидение каждый день призывает экономно расходовать и то, и другое. По мнению газеты "Жэньминь жибао", природные катаклизмы - "это еще одна серьезная причина, в силу которой надо форсировать скорейшую реализацию таких масштабных проектов, как ГЭС "Три ущелья", использование новых источников энергии".
Иностранные эксперты зачастую сравнивают триумфальный рост китайской экономики со стремительным наступлением великой армии на территории, где нет транспортной инфраструктуры. Оторваться от источников снабжения в этой ситуации означает увязнуть посреди дороги.
Китайцы не сбавляют темпов и, похоже, основные козыри пока держат при себе. Так крепко, что никакой стихии не вытрясти.
Автор: Станислав БЫСТРИЦКИЙ, собственный корреспондент "В" в КНР