'Дорогие товарищи радиозрители!'

28 июня 1955 года состоялась первая официальная телетрансляция. Студия Приморского телевидения получила прописку в здании Приморского радиокомитета. Телевизоров во Владивостоке было - считанные единицы. Оттого и воспринимали их как "чудо-радио".

28 июль 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1791 от 28 июль 2005

28 июня 1955 года состоялась первая официальная телетрансляция. Студия Приморского телевидения получила прописку в здании Приморского радиокомитета. Телевизоров во Владивостоке было - считанные единицы. Оттого и воспринимали их как "чудо-радио".

Отцами-основателями ноу-хау 50-х были талантливые радиоинженеры Виктор Емельянович Назаренко и Алексей Степанович Квач. Эти умельцы-технари были многостаночниками, умеющими делать в области радиоинженерии все.

Валентин Александрович Ткачев в последние годы жизни занялся сбором исторической информации о создании ТВ. Благодаря этому до нас дошло подробное описание эпохального события.

Ведь если быть более точными, то первая неофициальная телетрансляция во Владивостоке состоялась весной 1953 года.

Кукиш и кое-что еще

Приемник трансляции находился на квартире Квача в районе завода "Металлист", а передатчик - в квартире родителей Назаренко, в районе сопки Тигровой. Так что расстояние между объектами было небольшим.

Помнится, было время, когда милиция охотилась за радиохулиганами, которые, смастерив незатейливые радиопередатчики, засоряли эфир пустой болтовней, приправленной нецензурщиной. По сути первые приморские телевизионщики своим телеэкспериментом тоже похулиганили в эфире.  Виктор Назаренко начал трансляцию с того, что показал Квачу в камеру кукиш. А в ответ получил  короткое крепкое русское словцо, крупно так написанное на листе белой бумаги. Вот такое было начало:

Я-то себе все голову ломала: зачем сегодня современные телеоператоры, настраивая камеру перед записью сюжета, держат перед объективом белый лист форматом А4? Только узнав байку про первую трансляцию, поняла, что это дань историческому событию! Правда, нынешние ребята обходятся без традиционного слова из трех букв. Видать, робеют. Но как  живучи традиции...

(Если серьезно, то суть этой манипуляции заключается совершенно в другом.) Тем не менее есть в той дерзкой шутке доля истины.       

Шутки в сторону

В 1953 году из Москвы во Владивосток приехал работать по назначению некий высокопоставленный чиновник с семьей. Контейнер с вещами, в том числе и с новеньким телевизором типа "КВН", жена распаковывала в отсутствие мужа. Водрузила телевизор на тумбочку и автоматически включила в сеть. Столичная дамочка не ведала, что на Дальнем Востоке еще не существовало телевидения. Однако на экране ее ящика появилось изображение. Какие-то люди, размахивая руками, несли полную околесицу, используя непонятные технические термины. Вечером супруга рассказала о странных телепрограммах. Муж выкатил глаза от изумления. Уж он-то точно знал, что телевидения в Приморье нет! Время было суровое. Дядя оказался тертый калач. Донес, куда следует. В органах легко вычислили, кто в городе может "развлекаться" таким образом, и заявились на квартиру Назаренко. По счастью, ему не стали выкручивать руки, а после соответствующей беседы предложили начать легально разрабатывать систему телетрансляций...

Преодоление

Первое знакомство владивостокцев с телевидением произошло в кинотеатре "Уссури". В фойе поставили телевизор из серии "КВН". Народ шел туда толпами поглядеть на чудо техники. Демонстрировали фильм "Александр Пархоменко". Выбор фильма был отчасти не случаен. Не мудрствуя лукаво взяли с полки кинопроката первый фильм на букву "А". Важно было, не ЧТО показывать, а что ПОКАЗЫВАТЬ! Смотрели не фильм, а то,  как он демонстрируется по "волшебному ящичку".

В Приморье начиналась эра телевидения благодаря усердию и таланту наших умельцев.

Виктор Назаренко был настоящим Кулибиным наших дней. В коммунальной квартире он соорудил по своим схемам и чертежам какой-то уникальный титан с реле, который обогревал квартиру с учетом температуры за окном. Сам собой загорался свет в квартире при появлении хозяина, включалось радио. Одним из его последних изобретений  стал электронный диктор. До компьютерного суфлера было еще как до Японии пешком. А в этой светлой голове, работающей в заданном направлении, родилась идея такого удобного для дикторов и ведущих устройства. 

Он так и не женился, хотя был компанейским, общительным человеком, острословом, любящим политические анекдоты. На этой почве у него не раз возникали трения с органами госбезопасности.

В своей книге воспоминаний Валентин Ткачев пишет, что Назаренко держал дома богатую фонотеку с отличным качеством звучания, которую слушал на радиоле собственной сборки, имел большую библиотеку, любил классику, часто бывал в театре, на концертах симфонической музыки. Странным образом в этом человеке уживались влечение к технике и миру прекрасного, склонность к замкнутому образу жизни с легкостью общения.

Как это часто бывает, первооткрывателей оттеснили молодые энергичные. И семи пядей во лбу Виктор Назаренко в нарождающемся телецентре стал снова обычным ремонтником. Производство телеаппаратуры было поставлено на промышленный поток, и в его изобретательском таланте нужда отпала.

К сожалению, Виктор Емельянович не дожил до взлета телевидения. Ни наград, ни почестей ветерана-первопроходца ему не досталось. Алексей Степанович Квач работал в телерадиокомитете до 1984 года.

Благо, что сегодня, отмечая такую красивую дату, имена первых уникальных технарей не забыты. Более того, вспоминаются  с поклонением и уважением. Ведь благодаря им в те годы Владивосток оказался в десятке лидеров по созданию региональных телецентров во всем СССР.

Автор: Татьяна БАТОВА, "Владивосток". Фото из архива ПТР