Качественное образование
Дальневосточный государственный университет стал лауреатом смотра-конкурса "Лучший товар Приморья" 2005 года в номинации "Образовательные услуги". Этот смотр-конкурс - региональный этап всероссийской программы "100 лучших товаров России".
Дальневосточный государственный университет стал лауреатом смотра-конкурса "Лучший товар Приморья" 2005 года в номинации "Образовательные услуги". Этот смотр-конкурс - региональный этап всероссийской программы "100 лучших товаров России".
На первый взгляд многим может показаться странным, что ДВГУ, крупнейший классический университет на Дальнем Востоке России, оценивают как товар. В привычном понимании товар - это колбаса, машина, посуда - то, что можно увидеть и пощупать. При чем же тут образование? Как вообще оценивать вуз с точки зрения потребителя? И насколько обоснован подход к образованию как к услуге? Об этом наш корреспондент беседует с первым проректором ДВГУ Борисом РЕЗНИКОМ.
- Давайте посмотрим на проблему шире, - предлагает Борис Львович. - В краевом конкурсе оценивалось прежде всего качество товара или услуги. В нашем случае - качество высшего профессионального образования, которое предоставляет ДВГУ своим потребителям - студентам. Как справедливо отметил вице-губернатор Приморского края Юрий Попов, курирующий смотр-конкурс "Лучший товар Приморья", производить качественные товары могут только хорошо образованные профессионалы.
Так что говорить именно о качестве образования можно и нужно. Этот вопрос волнует всех - от родителей студентов до президента страны. Абитуриенты заинтересованы в том, чтобы 5 лет учебы провести с максимальной пользой, стать грамотными специалистами и сделать карьеру. Работодателям тоже нужны именно такие сотрудники - знающие, мыслящие, активные и самостоятельные. Последние несколько лет правительство России уделяет много внимания проблеме качества. Министерство образования проводит жесткую политику контроля за качеством образования. Были прецеденты, когда филиалы нескольких очень известных вузов закрывались именно из-за того, что качество образования в них не соответствовало государственным стандартам.
- Получается, что госстандарты на подготовку специалистов есть, все вузы им следуют, а проблема получения качественного образования по-прежнему очень актуальна. Как сложилась такая ситуация?
- За последние 10-15 лет количество вузов увеличилось в шесть раз! В начале 90-х в стране было всего 500 высших учебных заведений, в этом году - более 3200 вместе с филиалами. С одной стороны, этот процесс безусловно позитивен, он свидетельствует о том, что в современном обществе очень высок спрос на образованных и хорошо подготовленных специалистов. Это показатель оздоровления общества и экономики. Но мы же понимаем, что сильный вуз за короткий срок создать невозможно, даже следуя всем государственным стандартам. Вдумайтесь, вузов стало в шесть раз больше! А во сколько раз выросло число преподавателей? Конечно, многие маститые профессора и доценты стали работать по совмещению в нескольких местах, но нередки случаи, что в аудиторию к студентам приходят не очень хорошо подготовленные, случайные люди. В некоторых вузах даже нет кафедр, только лекторы-почасовики.
Кто, как и в каких условиях обучает студентов, какие научные направления развиваются в вузе и есть ли они вообще - вот на эти вопросы прежде всего нужно обращать внимание при оценке качества образования. Замечу еще, что ни один из созданных за 15 лет вузов не работает по естественнонаучным направлениям. Все предпочитают готовить гуманитариев: менеджеров, переводчиков, юристов.
- Насколько важно, чтобы в вузе развивалась фундаментальная наука? Как это влияет на качество образования?
- Не всякий вуз может себе позволить вести серьезные научные исследования, это достаточно дорогое удовольствие и свидетельствует об очень высоком уровне развития. Только у 40 процентов российских вузов есть деньги на науку - на оборудование, лаборатории, базы, экспедиции... Но я хочу сказать о другом. Студенту в университете нужно прежде всего научиться самостоятельно учиться, а не просто получить некую сумму зазубренных знаний. Молодой специалист должен обладать аналитическим, системным мышлением, уметь правильно оценивать ситуацию и принимать грамотные решения, быть в курсе всего нового, что происходит в его профессиональной сфере, и постоянно заниматься самообразованием. Все эти качества присущи настоящим ученым. Наука - это постоянный процесс поиска, познания и самообучения, взаимодействия с коллегами и выработка совместных решений. Свой предмет кандидат или доктор наук будет преподавать с учетом всех новых научных открытий и тенденций. И в то же время только человек с научным складом ума сможет дать своим ученикам базовые фундаментальные знания и научит мыслить системно.
Дальневосточный государственный университет определяет главенство и важность науки во всех образовательных процессах. В ДВГУ мощно развиты естественнонаучные направления: физика, математика, химия, биология. Это признают, кстати, и наши зарубежные коллеги из США, Китая, Японии.
- В чем выражается это признание?
- В ДВГУ совместно с зарубежными партнерами создаются образовательные и научно-исследовательские программы. Сейчас идут переговоры о создании филиала ДВГУ в г. Сиэтле (США) по таким научным направлениям, как биология и биотехнология. При этом наших партнеров интересуют не только совместные научные проекты, но и образовательные программы для иностранных студентов. Американцы качество преподавания естественных наук в ДВГУ оценивают очень высоко.
Еще один показательный пример: правительство КНР заинтересовано открыть в ДВГУ аспирантуру и докторантуру по естественнонаучным направлениям для китайских специалистов. Мы давно и успешно сотрудничаем с министерством образования КНР и крупнейшими вузами Китая в области языковых и гуманитарных программ, и создание института аспирантуры и докторантуры - новый, серьезный этап сотрудничества, признание высокого уровня развития в ДВГУ фундаментальной науки.
- Исторически сложилось так, что российское высшее образование ощутимо отличается от западного. Есть ли проблема совмещения образовательных программ при сотрудничестве с зарубежными партнерами?
- Сейчас много споров и разговоров вызывает Болонский процесс, который как раз и призван обеспечить совмещение учебных программ, единых оценок, конвертируемости дипломов и в итоге решить проблему контроля качества высшего образования. ДВГУ взял курс на сближение с зарубежными вузами 14 лет назад - в 1991 году. Совместно с Мэрилендским университетом США в ДВГУ создан Российско-американский факультет, студенты которого за 5 лет обучения имеют возможность получить два диплома о высшем образовании - российский и американский. Конечно, непросто было решать проблему совмещения образовательных программ. Но сейчас наши коллеги из США признают 75 процентов учебных курсов ДВГУ, и только 25 процентов учебных курсов на РАФе читают американские преподаватели. Обмен курсов, совмещение образовательных программ с зарубежными университетами - это свидетельство высокого качества образования в ДВГУ. Диплом ДВГУ признается в США и во всех странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Кроме 14-летнего сотрудничества с Мэрилендским университетом, одним из крупнейших в мире, в ДВГУ разработаны совместные образовательные программы по юриспруденции с университетами Сиэтла и Висконсина. В городе Хакодате (губернаторство Хоккайдо, Япония) успешно работает филиал ДВГУ - единственный, который имеет российскую и японскую государственные аккредитации. Выпускники этого филиала в Японии получают российский диплом о высшем профессиональном образовании. Мэр Хакодате очень высоко оценил качество образования в филиале ДВГУ. Все его выпускники успешно трудоустроены, несколько человек выдержали сложный правительственный конкурс и стали государственными служащими. Для Японии это очень важный показатель, каждый вуз гордится такими выпускниками.
- Борис Львович, а как зарубежные вузы решают проблему качества образования?
- В США, например, нет жестких стандартов и государственного контроля, но качество образования очень высоко. Огромное число иностранных студентов приезжает на учебу в американские вузы. В каждом университете и институте США своя, внутренняя система контроля за качеством образования. Каждый вуз отвечает за качество своими именем и репутацией. И лучшие черты такого подхода к решению проблемы нужно перенимать. В ДВГУ в течение нескольких лет создается своя внутриуниверситетская система контроля за качеством образования. Мы стремимся, чтобы имя ДВГУ было уважаемым, чтобы учиться в университете было престижно, а полученное образование гарантировало успешное трудоустройство. В России существует несколько различных рейтингов вузов, и в каждом из них ДВГУ занимает места с 3-го по 8-е. А вообще наш университет стабильно входит в 10 лучших вузов страны.
- По каким критериям в ДВГУ оценивают качество образования?
- Один из показателей: от 20 до 30 процентов наших выпускников получают диплом с отличием. У нас нет легких образовательных программ, учиться в ДВГУ сложно. Не все студенты соответствуют современным высоким требованиям, не все выдерживают уровень нагрузок. Но для тех, кто действительно хочет учиться, созданы все условия.
Еще один показатель качества образования - последние несколько лет в ДВГУ поступает 70-80 процентов приморских медалистов из общего числа. Кстати, большинство из них подтверждает свои знания и получает диплом с отличием.
Мы уже говорили о важности научного мышления и самообразования. В ДВГУ существует большое количество образовательных программ для тех, кто хочет учиться дальше: аспирантура и докторантура, возможность получения второго высшего образования, дистанционная, вечерняя и заочная формы обучения, краткосрочные курсы повышения квалификации. Все эти образовательные услуги востребованы и пользуются большой популярностью.
Нельзя обойти и тот факт, что при приеме на работу зачастую предпочтение отдается именно выпускникам ДВГУ. К нашим студентам крупные компании начинают присматриваться уже на 3-4-м курсах. Многие к окончанию учебы точно знают, куда они пойдут на работу и как будут выстраивать карьеру. Большой интерес у работодателей - предпринимателей и руководителей крупных предприятий и организаций - вызывает ежегодная акция "Молодой специалист".
Это тоже очень показательный и актуальный пример. Сейчас в министерстве образования разрабатывается программа привлечения работодателей к контролю за качеством высшего профессионального образования. И тот факт, что Дальневосточный государственный университет стал лауреатом краевого конкурса "Лучший товар Приморья" - лишь формальное подтверждение высокого качества образования, которое дает своим студентам ДВГУ. Мы победили в региональном этапе конкурса и получили возможность участвовать во всероссийской программе-конкурсе "100 лучших товаров России", итоги которой будут подведены осенью 2005 года. В этом году министерство образования и науки объявило конкурс в области качества, подобная премия учреждена и правительством Российской Федерации. ДВГУ подал документы на участие во всех этих конкурсных проектах. Я уверен, что качество образовательных услуг ДВГУ высоко оценят на всех уровнях.
Автор: Людмила ХАРИТОНОВА, специально для "В"