Пристав никуда не спешит?
У прокуратуры Ленинского района Владивостока имеются серьезные претензии к работе судебных приставов.
Алименты подождут...
С 2003 года гражданка Иванова (фамилия изменена), жительница Читы, мать троих детей, пыталась взыскать алименты с бывшего супруга, переехавшего во Владивосток. Бывший муж не платил, а прокормить одной троих детей достаточно проблематично. Решение читинского суда однозначно трактовало: судебные приставы-исполнители должны получить от папаши Иванова деньги и направить бывшей супруге и детям. Однако, как отмечает помощник прокурора Ленинского района Наталья Безсонова, фактически приставы подошли к делу формально и не установили, на какие средства он существует, в результате чего за два года сумма долга перевалила за 30 тысяч рублей.
За это время самого Иванова уже успели осудить за невыплату алиментов, но денег ни бывшая жена, ни дети не увидели. Итог: прокурор Ленинского района Владивостока Дмитрий Романченко, руководствуясь статьей 1069 Гражданского кодекса России, решил взыскать деньги с тех, кто бездействовал, то есть с приставов. Поскольку приставы - служба государственная, то взыскивать деньги надо с государства в лице Министерства финансов России. В ближайший месяц суд должен решить, выплатит Минфин эти деньги или нет. Скорее всего выплатит. А это значит, что за нерадивость конкретного исполнителя ответит государственный бюджет. Тот, в который все мы платим налоги. Халатное отношение пристава к своей работе может ударить по его собственному карману.
Как отмечают сотрудники районной прокуратуры, надзирающие за деятельностью приставов Ленинского района Владивостока, количество жалоб на деятельность судебных исполнителей действительно увеличилось. Да и у самих сотрудников прокуратуры, проверяющих работу приставов, есть к ним немало претензий. Судите сами: если за весь 2004 год в Ленинском районе поступили 53 жалобы на действия приставов, то только за первое полугодие этого - уже 97. Или, как отмечают в прокуратуре Ленинского района, четверть от общего количества жалоб по вопросам надзора за исполнением законов.
Типология нарушений
Как рассказала корреспонденту "В" Наталья Выголова, помощник прокурора Ленинского района Владивостока, типичных нарушений, допускаемых судебными приставами Ленинского района, три. Это отсутствие всех мер по правильному и полному взысканию денежных средств и имущества с должников, плохая работа с выплатами потерпевшим по делам условно осужденных и не совсем качественная работа по делам о выселении по решению судов. Вот один из примеров - гражданин А. по решению суда должен выплатить гражданину Б. 300 тысяч рублей. Что делает пристав? Направляет запросы во все инстанции, в которых может быть зарегистрировано имущество должника, и дожидается ответа. Однако на самом деле уже потом, при проведении прокурорской проверки, выясняется, что в РЭО ГИБДД края у гражданина А. зарегистрирована машина. Кроме того, у этого же гражданина есть одна квартира, а еще он зарегистрирован во второй. А сумма с должника в полной мере не взыскана, и даже не наложен арест. Есть и такие случаи, когда пристав-исполнитель приходит, чтобы выселить человека по решению суда, а в итоге получается путаница. Допустим, надо выселить человека из частного дома, к которому есть ряд пристроек с литерами "А", "Б", "В". Так вот, человека надо выселить из дома с литерой "А", который уже снесен. А пристав начинает выселять этого человека из дома с литерой "Б", по которому судебного решения нет.
Но самое неприятное во всем этом, как отмечают в прокуратуре района, - позиция, занятая руководителем отдела судебных приставов Ленинского района Андреем Кравченко. От него прокуратура получает ответы такого плана: виновные сотрудники уже уволены, а с неуволенными проводятся профессиональные занятия. В общем, концов не найдешь.
Приставский ответ
Однако сам Андрей Кравченко придерживается другой точки зрения по поводу работы своего отдела. Первое, на чем он делает акцент, - что до его прихода, при предыдущем руководстве, работа в отделе имела серьезные упущения, а некоторые приставы занимались решением каких-то собственных проблем. Значительное число этих приставов по итогам проверок просто было уволено. Сейчас, по словам Кравченко, он занимается тем, что выстраивает работу по-новому. Второе, на что обращает внимание начальник отдела приставов Ленинского района, - до его прихода несколько лет некоторые сотрудники отдела просто теряли те исполнительные производства, по которым должны были взыскивать суммы с должников, но это почему-то не вызывало такого пристального внимания прокуратуры, как сейчас. По каждому случаю утери исполнительного производства нынешним руководством отдела судебных приставов проводилась служебная проверка, в результате которой было выяснено, что виновный в нарушении закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель уже уволен и потому применить к нему сегодня меры дисциплинарного взыскания просто невозможно. Нынешняя же статистика жалоб как раз свидетельствует о том, что в отделе налажена система учета обращений граждан, а исполнительные производства просто перестали теряться в 2005 году.
Андрей Кравченко:
- Необходимо также учитывать и "геополитическое" устройство Ленинского района Владивостока. Здесь расположены основные организации города и края, крупные конторы, в том числе и юридические, и проживают в районе отнюдь не самые бедные граждане, к тому же, надо признать, это люди очень грамотные. Следовательно, должники очень профессионально, часто с применением адвокатов, тормозят процесс взыскания средств. На любое действие пристава-исполнителя сразу же поступает жалоба, ведь при желании придраться можно к любому документу, к любой точке, запятой и даже пробелу! К тому же немаловажен и вопрос квалификации приставов. При той зарплате, которую им платят (а это 4,5 тысячи рублей), едва ли найдется много желающих работать до девяти часов вечера, как сейчас они работают. Проценты, которые раньше получали приставы с изъятого, теперь отменены. А у пристава сегодня огромная дисциплинарная ответственность перед начальником, материальная - перед судом и уголовная - перед прокуратурой, если они не выполнят свои обязанности или превысят полномочия. За полгода из-за условий работы из 22 моих приставов-исполнителей уволились шесть, а на их место я могу взять только вчерашних студентов юрфака без опыта работы, которые еще могут поработать за эти деньги. Вот вам и вся квалификация: Сегодня на каждого из моих работников приходится 111 исполнительных производств в месяц. При норме ГОСТа - 24. Что же касается истории гражданина Иванова, о которой вы рассказали, то хотелось бы обратить внимание на такой момент: раз против этого гражданина было возбуждено уголовное дело по факту невыплаты алиментов, значит, приставы сделали все возможное, чтобы получить деньги. Поймите меня правильно: если у человека нет имущества, да к тому же этот гражданин не работает, никто не может заставить его работать! Именно поэтому я сомневаюсь, что по суду эти деньги будут взысканы с Минфина - приставы-исполнители сделали все, что могли, и их вины в том, что деньги так и не были получены, нет:
Комедия со штрафами
Сами приставы-исполнители говорят, что далеко не все суммы, установленные судами, реально взыскать. Потому что зачастую еще до решения суда о взыскании должник успевает перерегистрировать имущество на родственников, а потом разводит руками: нет, мол, ничего за душой. А в случае со штрафами, которые налагает ГАИ, так и вовсе происходит комедия. Допустим, приходит пристав взыскивать 50-рублевый штраф. Мало того, что надо установить имеющееся у оштрафованного гражданина имущество, что занимает энное время, так еще и в квартире нечего описать на сумму в 50 рублей. Самое дешевое - сотовый телефон. А потом должник опять же пишет жалобу в прокуратуру или суд: ради 50 рублей забрали ценность на 5 тысяч. Требует вернуть. И ведь есть прецеденты, когда возвращают! А возвращают не только телефоны. По более крупным штрафам возвращают и квартиры, и машины. Жаловаться могут обе стороны: и тот, кому не выплатили, и тот, у кого пытаются по закону изъять ценности.
P. S. И все-таки, несмотря на трудности в работе, которые озвучивают судебные приставы, прокуратура требует исполнения закона в полном объеме. Называйте это как хотите - "результатом", "справедливостью" или же просто "эффективной работой". Хочется соблюдения гарантированных прав, чтобы, если суд решил, эти решения были исполнены. А то не дай бог высудишь то, чего нет. Или то, чего нельзя получить. Ведь за торжество закона мы все, в конце концов, платим деньги. В виде налогов...
Автор: Александр ОГНЕВСКИЙ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"