Иногда они возвращаются
В первой половине августа в Приморье должен прийти первый и единственный в СССР/России атомный лихтеровоз "Севморпуть". Более 15 лет не было этого гигантского грузового транспорта у дальневосточных берегов. Жителям Владивостока еще памятны акции протеста наиболее активных граждан, поднятых на митинги экологическими и правозащитными организациями. Они протестовали против захода в прибрежные порты судна с ядерной энергетической установкой. Как будто не было в местных закрытых бухтах боевых, ремонтируемых и выведенных из строя атомных подводных лодок (и атомного ракетного крейсера "Адмирал Лазарев"), не было ЧП на АПЛ, не стояли в отстойниках аварийные субмарины и не велся их ремонт на "Звезде".
В первой половине августа в Приморье должен прийти первый и единственный в СССР/России атомный лихтеровоз "Севморпуть". Более 15 лет не было этого гигантского грузового транспорта у дальневосточных берегов. Жителям Владивостока еще памятны акции протеста наиболее активных граждан, поднятых на митинги экологическими и правозащитными организациями. Они протестовали против захода в прибрежные порты судна с ядерной энергетической установкой. Как будто не было в местных закрытых бухтах боевых, ремонтируемых и выведенных из строя атомных подводных лодок (и атомного ракетного крейсера "Адмирал Лазарев"), не было ЧП на АПЛ, не стояли в отстойниках аварийные субмарины и не велся их ремонт на "Звезде".
...В середине 80-х годов страна активно осваивала Арктику. Однако на тысячи километров северные берега были не оборудованы для подхода к поселкам и погранзаставам сухогрузов, контейнеровозов и танкеров. Да и мелко там. Тогда и придумали лихтеры - не тонущие в воде контейнеры. В Херсоне построили для Дальневосточного морского пароходства теплоход-лихтеровоз "Алексей Косыгин". Он брал на борт 82 лихтера грузоподъемностью до 500 тонн каждый. Грузился у причала во Владивостоке. А за Полярным кругом сбрасывал их краном за борт, после чего буксиры оттаскивали лихтеры к берегу. Однако для проводки "Алексея Косыгина" (названного в честь, пожалуй, самого умного и деятельного председателя Совета министров СССР) требовалось сразу три ледокола класса "Адмирал Макаров". А это дорогое удовольствие.
Вот тогда и задумали построить для ДВМП лихтеровоз усиленного ледового класса. Однако обычные дизель-генераторы не потянули бы судно "с усиленной броней" и грузом на борту. Поэтому и поместили в машинном отделении ядерную энергетическую установку. Таких судов больше нет в мире.
Летом 1989 года оно пришло (через Суэцкий канал, Индийский и Тихий океаны) во Владивосток. А в июле отправилось в свой первый рейс в Восточный сектор Арктики. На борту находился единственный журналист (хотя просились многие СМИ Советского Союза) из газеты "Вечерний Владивосток". Судно тогда за месяц дошло до Тикси и вернулось обратно, что было своеобразным рекордом. Ведь приходилось спускать на воду и на обратном пути забирать лихтеры в каждом чукотско-якутском портпункте. Да и экономия средств оказалась не маленькой, поскольку за лихтеровозом следом шли незащищенные суда класса "река-море".
Уже после удачной экспедиции во Владивостоке в самом начале осени началась борьба за безопасность от ядерной угрозы. Пока судно стояло на рейде в заливе Босфор-Восточный, на берегу разгорелись нешуточные страсти. Оно и понятно - именно в тот период перед толпой многие будущие политики делали себе имя.
Однако "Северный морской путь" и не собирался в тот момент заходить в город далекий, но нашенский. По неподтвержденным данным, он ушел в Славянку на докование и капитальный ремонт. И уже там журналисты многих изданий с дозиметрами в руках спускались в машинное отделение... но радиация была в норме при рабочем реакторе. Кстати, в тот период только доки в Чажме и Славянке могли поднять корабли авианесущего класса "Минск" и судов наподобие лихтеровозов водоизмещением до 100 тысяч тонн и выше.
Именно в этот момент решалась судьба "Севморпути". Как рассказал "В" тогдашний главный механик "Алексея Косыгина" Борис Бойчук, его кандидатура рассматривалась на должность "деда" атомного лихтеровоза. Так же, как и остальных членов экипажа из числа работников ДВМП. Тем не менее, несмотря на заманчивую возможность эксплуатировать судно в тихоокеанских и арктических морях, пароходство было вынуждено отказаться от него. Поскольку у нас не было базы для ремонта и поддержания в рабочем состоянии ядерной энергетической установки. Поэтому его скрепя сердце передали в Мурманское морское пароходство. Там такая база имеется, ведь ММП использует в работе свыше трех десятилетий несколько атомных ледоколов. Без каких-либо аварий, но принося компании и региону с городом огромные прибыли и налоговые отчисления.
И вот спустя столько лет "Севморпуть" возвращается. Вроде для очередного докования в Славянском судоремонтном заводе. Параллельно он завезет на Дальний Восток попутный груз. Если это так, то для ССРЗ такой заказ окажется неслыханной удачей, он загрузит на много месяцев вперед весь судоремонтный комплекс завода и даст новые рабочие места.
Специалисты, правда, делают оговорку, что Славянка не входит в перечень портов, в которые разрешено входить кораблям и судам с атомной энергоустановкой. Но добавляют, что если будут подготовлены меры на случай чрезвычайных ситуаций (постоянная проверка, средства дезактивации и т. д.), то Министерство транспорта РФ и Атомное агентство незамедлительно такое разрешение предоставят.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"