Большеглазые комиксы
По дороге идет большеглазый человечек в плаще. Сверху туча говорит: "Спорим, что я сниму с тебя этот плащ!" - и принимается усиленно дуть нарисованным холодным ветром. Человечек только больше укутывается в свою одежду. На следующей картинке появляется такое же глазастое солнце и молвит: "Давай я попробую" - и начинает расточать теплые лучи. Человек снимает плащ. Вот такая поучительная история на фантике жвачки. Это и есть манга.
По дороге идет большеглазый человечек в плаще. Сверху туча говорит: "Спорим, что я сниму с тебя этот плащ!" - и принимается усиленно дуть нарисованным холодным ветром. Человечек только больше укутывается в свою одежду. На следующей картинке появляется такое же глазастое солнце и молвит: "Давай я попробую" - и начинает расточать теплые лучи. Человек снимает плащ. Вот такая поучительная история на фантике жвачки. Это и есть манга.
Манга так и переводится - странные (или веселые) картинки, гротески. Из него вышло аниме, весьма популярное у нас (японские мультики видел каждый). Миленькие девушки, которые бывают и принцессами, и феями, и железными леди будущего. Белокурые мальчики с озорной челкой, с мечами или "пушками" в руках. Проницательный взгляд больших влажных глаз и хитрые тонкие губки. Все это манга.
Немножко истории. Манга известна с незапамятных времен. Похожие рисунки японские археологи находят в курганах-кофунах, то есть гробницах древних правителей. А официально первым японским комиксом считается произведение "Веселые картинки из жизни животных", созданное в XII веке буддийским священником и художником Какую (другое имя - Тоба), жившим с 1053 по 1140 год. Это четыре бумажных свитка, на которых последовательно расположены выполненные тушью черно-белые картинки с подписями, повествующие о животных, изображающих людей, и буддийских монахах, нарушающих устав.
"Истории в картинках" с каждым столетием становились все более популярными. А все из-за сложности и неоднозначности японской письменности. Даже сейчас японские дети до 12 лет, до окончания школы, не в состоянии читать "взрослые" книги и газеты. И рады листать простую для восприятия манга.
Словом "манга" веселые картинки обозвал знаменитый график Хокусай Кацусика в 1814 году.
- Манга создана для того, чтобы ее читать очень медленно и ею наслаждаться, - говорит мастер манга из Токио Кобаяси Чикако, гостившая недавно во Владивостоке. - При создании таких рисунков нужно прежде всего доброе сердце. На протяжении рассказа должны прослеживаться идеи гуманизма и любви. И хотя манга по своей сути - карикатура, даже из самого трагикомического примера можно извлечь хороший опыт.
Кобаяси-сан утверждает, что в любой стране манга может быть не хуже, чем в Японии. Только западная манга опирается на христианство, а в японской все от буддизма. И еще японская манга очень детальная. Сейчас появляется много рисунков, сочетающих в себе европейский характер и японскую скрупулезность. Кстати, даже русские фольклорные персонажи могут стать героями манга. Достаточно представить большеглазых лешего, русалку или домовенка.
Научиться рисовать манга может каждый. И необязательно в колледже "Сейка Дойгако" в Киото, где специально обучают этой технике.
- Рисующий манга должен перенести в произведение свои эмоции и жизненные переживания, - считает Кобаяси-сан. И ее поддерживают члены Владивостокского центра изучения искусств Востока. Например, Майя Афанасьева:
- Манга мне очень интересна. Потому что я люблю жанр фэнтези и комедию. К тому же я увлекаюсь различными культурами, не только японской, но и скандинавской и, конечно, нашей. А рисовать манга я училась целый год. Ведь это только сначала кажется, что все просто.
Конечно, в России манга менее популярна, чем аниме, то есть японские мультфильмы. Но до Японии нам рукой подать, и печатные издания с красивыми картинками достойны любви всех жителей Востока:
Автор: Вера КОНЮХОВА (фото автора), специально для "В"