Камчатский краб щелкнул клешнями

Запасы камчатского краба в дальневосточных морях доведены до катастрофы. К такому выводу пришли ученые бассейновых отраслевых рыбохозяйственных институтов ассоциации "ТИНРО", отраженному в путинном прогнозе "Камчатский краб-2005", который был рассмотрен на ученом совете в начале июля.

19 июль 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1786 от 19 июль 2005

Запасы камчатского краба в дальневосточных морях доведены до катастрофы. К такому выводу пришли ученые бассейновых отраслевых рыбохозяйственных институтов ассоциации "ТИНРО", отраженному в путинном прогнозе "Камчатский краб-2005", который был рассмотрен на ученом совете в начале июля.

Как известно, в российских водах дальневосточных морей насчитывается 39 видов крабов, самых разных по численности и хозяйственному значению, из которых в сферу хозяйственной деятельности вовлечено около 15. Среди них наиболее ценным во всех отношениях является камчатский, описанный В. Тилезиусом еще в 1815 г. За особую товарную ценность его не зря называют еще и "королевским крабом". Имея широкое распространение в наших водах, он наибольшей численности достигает только у западного побережья Камчатки, где для него имеются наиболее благоприятные природные условия. Здесь же длительное время ведется промышленный лов. Начавшись более сотни лет тому назад, в разные периоды он велся с различным успехом, но всегда весьма активно. Это неизбежно приводило к сокращению запасов, то медленному, то быстрому. Разумеется, на изменчивость запасов влияли и естественные факторы, но по сравнению с промыслом они меркнут. Не один раз предпринимались и попытки восстановить уменьшившиеся запасы до более высокого уровня, для чего требовались специальные меры и многие годы.

Последними периодами относительно большой численности камчатского краба на том же западнокамчатском шельфе являются 1982-1983 гг. и 1989- 1990 гг., когда запасы оценивались в 45-73 млн. экз. Затем численность покатилась вниз, причем с катастрофической динамикой.

В самом деле, еще в 1999 г. промысловый запас краба в названном районе упал до критического уровня (34 млн. экз.), который к 2002 г. уменьшился еще почти в 3 раза, а к 2005 г. - в 20 раз, составив соответственно 12,1 и 1,7 млн. экз. В массовом выражении запасы упали почти в 62 раза (со 105 в 1999 г. до 5 тысяч тонн в 2005 г.). Средняя плотность скоплений промысловых особей в течение 5 лет уменьшилась почти в 13 раз (с 963 экземпляров на квадратный километр в 1999 г. до 75 в 2003 г.). Крайне неблагоприятное положение в запасах повлекло за собой сильное сокращение допустимых уловов, оцениваемых на том же западнокамчатском шельфе в 2005 г. до 0,6 тысячи тонн против 30 тысяч в 1999 г.

На наш взгляд, катастрофическое положение в запасах камчатского краба здесь является веским основанием для полного запрета промышленного лова; и такой запрет может вступить в силу в ближайшее время.

Бедственное положение в запасах захлестнуло и другие районы наших морей. Это обстоятельство привело к резкому сокращению допустимого вылова на бассейне в целом, вплоть до 2,2 тысячи тонн в 2005 г. Для сравнения заметим, что в том же (1999-м) сравниваемом году этот показатель составлял около 36; затем динамика была следующей: 2000 г. - 33, 2001 г. - 19, 2002 г. - 14, 2003 г. - 11, 2004 г. - 5 тысяч тонн.

Произошедший упадок в запасах камчатского краба, а следовательно, и возможностей промысла, связан с чрезмерной эксплуатацией, которая год за годом приводила к систематическому превышению допустимых уловов. В статистической промысловой отчетности действительный вылов сознательно занижался. Вскрытые безобразия не раз предавались огласке, в том числе и в СМИ, била тревогу и отраслевая наука. Тем не менее воровской промысел особо не пресекался. А значит, несанкционированный лов непомерным бременем ложился на тающие запасы. Так, в отдельные годы периода 1999 - 2004 гг. фактический вылов превышал научно обоснованный в 1,8-4,5 раза. Прискорбно, но он сильно возрастал по мере сокращения запасов. В частности, в 2002 г. вылов превзошел допустимый в 3, в 2003 г. - в 4, в 2004 г. - в 4,5 раза. В результате суммарный перелов в 1999-2004 гг. составил более 138 тысячи тонн, в то время как по официальной статистике - только 1,9 тысячи тонн.

Все эти годы хищнически изничтожаемые крабовые запасы таяли на глазах. Пользуясь слабостью, а то и попустительством рыбоохраны и несовершенством законодательства в этом плане, браконьеры ввергли крабовый промысел в бездну, сделав его проблематичным для последующих поколений.

Кстати, тот же камчатский краб, переселенный в 60-70-х годах прошлого столетия в Баренцево море, успешно там прижился, год от года увеличивая численность. Он здесь настолько расплодился, что превратился в полноценный объект промысла, все больше привлекающий внимание рыбаков. И промысел его здесь ведется местными рыбаками уже не один год. Парадокс: полны желания подключиться к этому делу и дальневосточные краболовы. Так, уже в этом году приобрели лоты на лов камчатского (будем называть его уже баренцевоморским) краба корякская фирма "Янин Кут" наряду с московской "Мир моря". Надо полагать, что корякская фирма станет примером для других дальневосточников.

Правда, есть опасения: как бы наши земляки, ни в чем не знающие меры, и в Баренцевом море не натворили бед с переселенцем. Одна надежда, что на севере рыбоохрана понадежнее:

Автор: Василий Снытко, научный сотрудник отдела прогнозов ТИНРО-центра, специально для "В"