Тормоза придумали трусы

Титанические усилия были предприняты местными законодательными и административными инстанциями, чтобы уложиться в жесткие сроки реформы местного самоуправления, включая проведенные в мае-июне выборы органов власти нового поселенческого уровня и подготовку нормативной базы. Но спешили зря: в канун летних парламентских каникул Госдума приняла в первом чтении поправку к краеугольному закону реформы - №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", позволяющую регионам по своему усмотрению переносить срок вступления 131-го закона в силу с 1 января 2006 года вплоть до 1 января 2009 года.

19 июль 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1786 от 19 июль 2005

Титанические усилия были предприняты местными законодательными и административными инстанциями, чтобы уложиться в жесткие сроки реформы местного самоуправления, включая проведенные в мае-июне выборы органов власти нового поселенческого уровня и подготовку нормативной базы. Но спешили зря: в канун летних парламентских каникул Госдума приняла в первом чтении поправку к краеугольному закону реформы - №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", позволяющую регионам по своему усмотрению переносить срок вступления 131-го закона в силу с 1 января 2006 года вплоть до 1 января 2009 года.

Некоторые приморские СМИ, не ознакомившись с текстом соответствующей поправки, посчитали ее окончательно принятой и обязательной для всех субъектов РФ, а потому "шокирующей". Между тем инициированная "единороссами" поправка предусматривает, что органы местного самоуправления вновь созданных муниципальных образований в соответствии с законом субъекта федерации вправе приступить к осуществлению полномочий в рамках 131-ФЗ до 1 января 2009 года.  То есть Приморский край, оказавшийся в числе примерно 20 проц. регионов страны, идущих в графике реформы, вполне сможет запустить поселенческий уровень власти уже с этого нового года, не озадачиваясь проблемой, чем занять на три года  свежеизбранных муниципальных должностных лиц общим числом более полутора тысяч человек.

Реакция приморских законодателей на якобы непоследовательность, а на самом деле чрезмерную лояльность российского парламента поступила незамедлительно: председатель ЗС ПК Сергей Сопчук заявил, что наш край готов к реализации практического этапа реформы местного самоуправления с 1 января 2006 года, как это и предусматривалось изначально. По его мнению, "оснований откладывать дату начала реализации 131-го закона в Приморском крае нет. Проблемы, конечно, есть, но они будут и через два, и через три года, поэтому нет смысла проблемы откладывать".

По просьбе корреспондента "В" свой комментарий по данному вопросу представил полномочный представитель президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Константин Пуликовский: "Когда закончатся парламентские каникулы и Госдума рассмотрит поправки к 131-ФЗ во втором и третьем чтениях и примет законопроект окончательно, станет ясно, нужно вносить какие-либо коррективы или нет. А пока действовать мы будем в соответствии с существующим законом, который определяет, что выборы в органы местного самоуправления должны пройти до 1 ноября 2005 года".

По мнению Константина Пуликовского, изменения в закон №131-ФЗ вносятся не для торможения реформы МСУ, но чтобы помочь тем регионам, которые по разным причинам не могут приступить к исполнению закона в полном объеме - например, медленно идет процесс перераспределения собственности между различными уровнями власти. До 1 августа полпредство намерено собрать информацию о том, какие регионы в какие сроки будут готовы перейти к реформе. По предварительным оценкам полпредства, с 1 января 2006 года могут вступить в реформу Приморский и Хабаровский края, Амурская и Еврейская автономная области и Чукотский автономный округ. Выборы в местные органы власти в республике Саха (Якутия) и Камчатской области пройдут только в октябре.

На вопрос, какова будет участь уже избранных муниципальных депутатов и глав администраций, полпред сообщил, что к своим обязанностям они приступят, когда региональные власти примут решение запустить у себя на территории реформу МСУ. "Возможно, для неподготовленных к реформе поселений введут ограниченный перечень обязательств, например, уборка и освещение улиц, озеленение, которые они способны будут исполнять с

1 января 2006 г., - предполагает Константин Пуликовский, - постепенно на местный уровень будут передаваться и другие полномочия, а также доходные источники. Но окончательно это выяснится не раньше осенней сессии Госдумы".

Поправки в случае принятия Госдумой будет рассматривать Совет Федерации, председатель которого Сергей Миронов считает их "здравыми предложениями". По его словам, позиция Совета Федерации заключается в том, чтобы не откладывать вступление в действие закона на 2-3 года, а дать возможность с 1 января 2006 г. ввести этот закон тем субъектам, которые уже готовы. Потом "можно дать временной лаг, допустим, в те же 2-3 года, когда каждый субъект своим законом вводит в действие 131-й федеральный закон на своей территории, в полной мере либо частично наделяя полномочиями муниципальные образования".

Как видим, Москва, обжегшись на монетизации льгот, дует на воду. Протесты льготников оказались полезными хотя бы потому, что заставили государственных мужей быть если не мудрее, то, во всяком случае, осторожнее.

СПРАВКА "В"

Разговоры о переносе сроков реформы возникли впервые тогда, когда ее "отец" Дмитрий Козак  покинул президентскую администрацию ради наведения конституционного порядка на Северном Кавказе. Истинным инициатором отсрочки считается главный президентский администратор Дмитрий Медведев, а истинной ее причиной - акции протеста в связи с другой реформой, вводящей монетизацию льгот. Чтобы не омрачать социальный фон в преддверии мартовских выборов 2008 года, реформу МСУ поначалу планировали перенести на 1 июля того же года, но  затем сдвинули срок  еще на полгода.

Автор: Александр КАРТАШОВ, "Владивосток"