Приморский таежный тупик

Если заглянуть в свою душу и постараться понять, на что она трепетнее всего откликается, то придется признать: на девственную природу. На открывшийся навстречу солнцу цветок, журчащий по перекатам ручей, мощное кряжистое дерево, яркую цветастую поляну: И чем дальше ты от всего этого, тем острее тоска, тем меньше раскрепощенной радости в сердце.

8 июль 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1781 от 8 июль 2005

Если заглянуть в свою душу и постараться понять, на что она трепетнее всего откликается, то придется признать: на девственную природу. На открывшийся навстречу солнцу цветок, журчащий по перекатам ручей, мощное кряжистое дерево, яркую цветастую поляну: И чем дальше  ты от всего этого,  тем острее тоска,  тем меньше раскрепощенной радости в сердце.

...На праздник мы попали нежданно-негаданно. Ехали в таежное село Тополевый Чугуевского района к предпринимателям, выпускающим кедровое масло, а угодили на широкое народное гулянье на берегу Уссури (там, где она только собирает свои воды - в верховьях). С красивым пением взрослых и детей, выступлением бардов, игрой на флейте и баяне, множеством гостей. И самое интересное, что адресом не ошиблись. Изготовители целебной продукции оказались людьми, почитающими старинные традиции и пытающимися вернуться к первоистокам. Они черпают мудрость и здоровье от природы, называют себя почитателями книг Владимира Мегре и его героини Анастасии, являются участниками общественного движения "Звенящие кедры России". Такие объединения и клубы есть во Владивостоке, Арсеньеве, других городах края, селения анастасиевцев создаются в Дальнереченском, Ольгинском, Уссурийском районах. Неудивительно, что на четырехлетие селения в Тополевый съехалось так много единомышленников.

Движение молодое. А начиналось все вот с чего: "Весной 1994 года мною были зафрахтованы три речных теплохода, на которых я совершил четырехмесячную экспедицию по сибирской реке Обь от Новосибирска до Салехарда и обратно. Цель экспедиции - налаживание экономических связей с регионами Крайнего Севера". Так открывается первая книга предпринимателя Владимира Мегре. Потом он расскажет, как встретился с Анастасией - красавицей, живущей на лесной поляне с цветами и величественными кедрами, старающейся своим чудесным лучом помочь обожаемым ею дачникам, преклоняющейся перед предпринимателями, которые, на ее взгляд, оказывают большое влияние на духовность общества; как пытался понять ее непривычную жизненную философию. Анастасия дала наказ Владимиру донести ее уроки людям, и он выполнил его, издав целую серию книг "Звенящие кедры России" (недавно вышла уже восьмая книга). Судя по случившемуся буму, автор задел очень тонкую - звенящую струну в человеческих душах.

По оценке кандидата философских наук, доцента кафедры культурологии ДВГУ Светланы Дударенок, "Звенящие кедры России" - новое религиозное движение неформального толка. Как относиться к философии движения, к проповедуемым его членами ценностям, к необычному образу жизни, который они ведут, - дело, конечно, каждого. Но давайте попробуем их понять.

Депутат Законодательного собрания Приморского края Анатолий Гострый привез на праздник подарок - выпущенную на его средства книгу "Тополевское звонкое эхо" со стихами и песнями известных бардов и самих тополевцев...
- Взрослые могут вести себя не очень искренне, но дети - вряд ли. Они не могут придуриваться и здесь просто счастливы! Едят здоровую пищу, качаются на качелях, поют собственные песни, хорошо учатся. Я привозил своих маленьких дочек, они потом не хотели уезжать!
Благодаря книгам Владимира Мегре в России  появилось много экологических поселений. По благодати селяне нашли это место - Тополевый. Но встали проблемы с юридическим оформлением земли. Она все равно потеряна уже для сельского хозяйства, и если эти участки не отдать тополевцам, то они будут просто пустовать. Необходимо найти возможность решить этот вопрос. 

Вот что наши новые знакомые рассказали о себе сами.

Для Даньки зеленая травка  - все равно, что мягкий ковер. Его мама Люба - кандидат экономических наук. Сына она родила здесь, в Тополевом, в кедровой водяной купели. Роды принимал муж. Летом Люба ходит босиком, не обуваетсяЛиза МЕЛЬНИКОВА:

- Я - с Урала, окончила университет в Магнитогорске, получила диплом переводчика. В прошлом году мы с подругой автостопом проехали по всей стране, погостили в селениях участников движения "Звенящие кедры России" во многих краях и областях. Я искала место, где мне суждено сотворить свое пространство. Когда мы приехали сюда, сразу попали на концерт в селе Ясном - это по соседству с Тополевым, услышали гимн Тополевого, увидели эту красоту. Сердце мое екнуло, я влюбилась. И поняла, что нашла свою землю.

Путь к ней был долгим. Жила в Геленджике, там находила себя. Ведь если себя не найдешь, то и к земле не придешь. Иногда, не скрою, одолевают сомнения. Мы приходим из цивилизации покалеченные, многое нужно изживать в себе: неумение слышать друг друга, искренне помогать. Трудно расставаться с материальным благополучием. Многие уже взяли здесь, в Тополевом, землю, но переселиться на нее никак не могут, цивилизация не отпускает. Мы их называем "мертвыми душами".

Я живу пока в селе Ясном, где преподаю в школе. Вместе с нашими детьми - их в селении уже девять - хотим создать проект собственной школы и потом ее построить. Хотя это не значит, что они не будут учиться в обычной общеобразовательной школе. Но в нашей школе они не математику и литературу будут проходить, а станут учиться бережному отношению к окружающему миру и людям, верховой езде, плаванию.

В июле поживу на своей земле - своей поляне, в лесу уберу, наведу порядок. Дом строить, пока одна, не стану. С осени начну готовить кедровое масло, как другие наши селяне, попробую организовать его сбыт на Урал. Надо развивать предпринимательство. Мы не боимся работы, только от обязаловки уходим. Наше производство будет иметь замкнутый цикл.

Валентина ГАВРИЛОВА:

- Четыре года назад нас было первых пятеро человек, поселившихся в таежной глубинке Чугуевского района. Сначала ходили в клуб во Владивостоке, а потом собрались и уехали. Сейчас нас уже 13 семей. Но пока только несколько живут в поместьях, на своем гектаре земли, остальные - в деревне.

Мы с дочерью Анной и двумя внучками сами построили дом. Когда мне раньше задавали вопрос, чем мы тут занимаемся, я не знала, как на него ответить. А сейчас знаю: мы просто живем, а все остальное - сопутствующее. Стоит немного пожить в своем поместье, как начинает меняться твое внутреннее состояние: четче работает мысль, уходит все лишнее, наносное. Достигается, я бы сказала, состояние внутренней чистоты. Поэтому стоит о чем-то помыслить, как это тут же реализуется.

Не первый раз встречаем гостей из Пограничного (эта семья со временем планирует перебраться в селение), ребята из Иркутска - барды - приехали, и все говорят, что из нашего дома уходить не хочется, все чувствуют себя здесь очень хорошо.

Любовь БРАСЛАВЦЕВА:

- Что меня сюда привело? Прочитала про Анастасию у Владимира Мегре, загорелась идеей родового поместья. И, конечно, идеей возрождения России. Я верю, что Россию можно поднять с колен.

Каждая наша семья готовит целебное кедровое масло, мы возделываем огороды, высаживаем фруктовые деревья, посадили полторы тысячи берез и елочек. У некоторых есть лошади. Ребята могут делать деревянные ложки, сувениры. Этим уже заинтересовались туристы. К нынешнему празднику я сшила в подарок ребятам русские рубахи, сделала на них орнамент. Мы стараемся носить одежду только из натуральных тканей.

Каждое воскресенье собираемся на посиделки, чаепития, обсуждаем какие-то неотложные вопросы. И обязательно поем. У нас все хорошо поют, включая детей, в этом вы могли убедиться на сегодняшнем большом концерте. Есть свои музыканты - Петя и Оля Валлы, они уже живут в своем поместье. Петя играет на гитаре, гармошке, флейте и научил многих играть на флейте. А Аня, дочь основательницы селения, может играть на старинном инструменте - варгане. Любим народные песни, свои сочиняем, знаем репертуар многих бардов.

Домик, который построили Валентина, ее дочь Анна и две внучкиОльга МАТВИЕНКО:

- У меня в семье случилась трагедия, и я из Хабаровска хотела перебраться во Владивосток. Сюда мы с сыном приехали первый раз буквально на полчаса, и меня вдруг так зацепило, что я поняла: тут моя земля.

Коммуной мы не живем, но ходим друг к другу в гости, поздравляем со всеми праздниками. День Ивана Купала отмечали по народным традициям. И через костер прыгали, и светящийся папоротник искали - нашли! Трудно передать, какое ощущение свободы, счастья и гармонии ощущаешь, побыв наедине с природой, вдали от системы. Здесь я особенно хорошо осознала, что такое несвобода и что такое система, когда ты в кругу бесконечных проблем, и все бегом, бегом. Правы были мои коллеги из управления связи, где я долго проработала, подарив мне на память такую визитку: "Ольга Федоровна Матвиенко - свободный человек".

Считаем, что нужно есть свои, экологически чистые продукты, поэтому готовим на зиму запасы. Если что-то покупаем, то только у деревенских жителей. Засилье китайской продукции, думаю, не на пользу нашей нации. Дети тут едят очень хорошо и становятся здоровенькими. С одного ребенка даже инвалидность сняли.

Наша идеология - это добро, гармония во взаимоотношениях с людьми и с природой.

Автор: Подготовили Надежда БРАЖИНА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"