Рыба плавает “по дну”, не очень жалуя казну

Одним из итогов недавнего визита в Приморский край вице-премьера правительства, министра внутренних дел Анатолия Куликова стало требование усилить контроль за сбором налогов в сфере рыбодобычи и рыбопроизводства. Эта миссия возложена ныне на МВД, другие правоохранительные органы - в частности налоговую полицию.

17 июль 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №178 от 17 июль 1997

Одним из итогов недавнего визита в Приморский край вице-премьера правительства, министра внутренних дел Анатолия Куликова стало требование усилить контроль за сбором налогов в сфере рыбодобычи и рыбопроизводства. Эта миссия возложена ныне на МВД, другие правоохранительные органы - в частности налоговую полицию.

О том, каково сегодня положение в этой области, рассказывает начальник оперативной службы управления Федеральной службы налоговой полиции России по Приморскому краю Владимир КУДРЕВИЧ:

- Я бы не стал говорить о том, что мы вплотную занялись рыбной отраслью только после визита в Приморье Анатолия Куликова. В крае 558 предприятий и организаций, занимающихся переработкой и реализацией даров моря. Они дают до 40 процентов доходной статьи бюджета.

Отсюда понятны и наш повышенный интерес к этой отрасли, и желание, чтобы она жила цивилизованно, а не по законам дикого рынка. Одним из проявлений нашего внимания стала широкомасштабная операция “Рыба”, которая находится под серьезным контролем федеральной службы в Москве.

Распределение квот и манипуляции с ними - одно из главных нарушений, выявленных полицией в сфере рыбодобычи. Например, в прошлом году продал квоту на сумму 809 миллионов рублей Тихоокеанский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства. Не имея возможности самостоятельно реализовать свое право на вылов водных биоресурсов, ТИНРО передал квоты 5 организациям. Причем речь шла о вылове деликатесов - краба стригуна, краба синего. Тенденция далеко не безобидная, если учесть, что покупатели зачастую не имеют никакого отношения к рыбодобыче, рыбопереработке. Весь их интерес состоит в дальнейшей перепродаже квот и извлечении из этого незаконной сверхприбыли.

В частности, ООО “Казачий вымпел” (зарегистрировано при Уссурийском казачьем войске), получив квоту на вылов 8 тысяч тонн минтая, тут же частично продало ее АО “Холдинговая компания “Дальморепродукт”. Позже в нарушение инструкций госналогслужбы налогооблагаемая прибыль ООО “Казачий вымпел” не была увеличена. В итоге по акту проверки ООО “Казачий вымпел” доперечислено в бюджет 171,3 миллиона рублей.

Другой пример. Права на вылов рыбных ресурсов попадают в руки совместных предприятий, а через них - иностранным компаниям. Проверка АО “ВБТРФ” показала, что часть рыбодобывающего флота, сданного в аренду иностранным компаниям, в полной мере пользовалась этой “лазейкой”. В ходе оперативно-розыскных и контрольно-проверочных мероприятий были выявлены факты сокрытия только НДС на сумму 9882,8 тысячи рублей за реализованную продукцию и неуплата подоходного налога с физических лиц в размере 8 миллиардов 887 миллионов рублей. Дело в том, что, получая плату за реализованную рыбопродукцию, вместо перечисления налогов в бюджет АО “ВБТРФ” использовало средства на оплату собственных расходов. Итог - сумма доначислений в бюджет составила свыше 34 миллиардов рублей.

В ходе первого этапа операции “Рыба” совместно с ГНИ налоговой полицией проверено 32 предприятия, большинство из которых оказались не в ладу с налоговым законодательством. Доначислено в бюджет за различные нарушения 32 миллиарда 650 миллионов рублей, 280 тысяч 741 доллар США, 271 тысяча 836 японских иен. Реально поступило в казну 8 миллиардов 749 миллионов рублей, 70 тысяч 680 долларов, 271 тысяча 836 иен.

Главное, что дал первый этап операции “Рыба”, - определение цельной картины противозаконий в данной области, направления борьбы с ними. Это неотражение (или отражение не в полном объеме) количества выловленной рыбы за пределами территориальных вод России, которая позже реализуется за границей; необязательность сообщений капитанами добывающего флота полных данных о находящемся на борту улове диспетчерам рыбного порта, что позволяет продавать ее “налево” за наличный расчет, не отражая это в бухгалтерском учете, и т. д.

Силами одного силового органа подрубить сегодня щупальца “криминального спрута” попросту невозможно. В данный момент решается вопрос об участии в совместных рейдах “на рыбные банки” сотрудников “Приморрыбвода” и полиции на судах со спецоборудованием. Планируется также проведение контрольных обследований судов, находящихся под разгрузкой, и после нее непосредственно в рыбных портах. Рассматривается вопрос об обязательном оформлении российских рыбодобывающих и транспортных судов, следующих в иностранные порты из экономической зоны и континентального шельфа России, в наших природоохранных, таможенных и пограничных органах.

Федеральная служба налоговой полиции вышла с ходатайством в Министерство иностранных дел России о решении вопроса передачи сведений из таможенных портов Японии, Китая, Южной Кореи о дальневосточных судах, проводивших у них выгрузку рыбы и морепродуктов не только по видам и качеству, но и по стоимости и количеству.

Думается, что наработанный опыт, планы и желание помогут навести порядок в данной отрасли, сделают рыбодобычу и рыбопереработку в Приморье не “криминальной кормушкой”, а житницей государства. Возможности для этого есть.

Автор: Владимир ПАЛАГУИН, специально для “В”