Генералитет “Прогресса” устоял
В очередной раз на собрании акционеров авиакомпании “Прогресс” было решено дивидендов по результатам финансово-хозяйственной деятельности за минувший год не начислять. И это закономерно.
В очередной раз на собрании акционеров авиакомпании “Прогресс” было решено дивидендов по результатам финансово-хозяйственной деятельности за минувший год не начислять. И это закономерно.
По сравнению с 1995 годом объем товарной продукции на “Прогрессе” снизился на 64,5 процента, рентабельность упала почти в 4 раза. Причем самым убыточным производством оказались изделия госзаказа - боевые вертолеты “Ка-50” (“Черная акула”) и не менее знаменитые ракетные комплексы “Москит”. Практически завод работал на склады, а выпуск товаров бытового потребления и вовсе был остановлен.
Как отметил в своем докладе генеральный директор Юрий Бодня, предприятие находится в полном финансовом загоне. Вот уже 2 года государство расплачивается с ним несвоевременно, причем в основном бумагами типа КНО и векселями.
Из-за физического износа утрачивается качество станочного парка - основы заводского производства. А перспектив что-то изменить здесь в лучшую сторону нет. По сути, об этом было заявлено позже в решении собрания: в фонд развития производства от прибыли ничего не направлять, полагаясь только на возможные инвестиции.
Но самое печальное по итогам минувшего года - долг по зарплате вырос с 6-8 месяцев до 14. Государство оказалось несостоятельным партнером и инвестором собственных оборонных программ.
В то же время заводчане имеют довольно приличный портфель потенциальных заказов по военным изделиям - в 500 млн. долларов. В разработке находится ряд контрактов с зарубежными партнерами. Однако все эти проекты продвигаются крайне сложно, и трудно говорить о конкретных сроках их подписания. Сборочные цеха “Прогресса” тем временем простаивают.
Выступившие на собрании А. Смирнов, представитель государства, держащего контрольный пакет акций “Прогресса”, М. Гринис, генеральный директор АО “Производственное объединение “Легкие вертолеты Ми”, В. Просветов, заместитель главного конструктора по “Ка-50” фирмы Камова, по сути подтвердили вывод докладчика о виновности государства в сложившейся на заводе ситуации. И заявили о своей поддержке курса нынешнего руководства авиакомпании по выводу предприятия из финансового кризиса.
Еще категоричнее был первый вице-губернатор Константин Толстошеин. Оборонная промышленность как структура государства уже прекратила свое существование, подчеркнул он, но теперь идет так называемое реформирование армии. Очень похоже, что это не реформирование, а расформирование. Ведь нельзя укреплять наши войска, не подпитывая их самой современной боевой техникой. Прогрессовцы имеют все возможности для производства лучшей в мире авиации - и надо дать им эту возможность реализовать.
В итоге собрание приняло ряд решений по результатам работы в минувшем году и перспективам на очередной. Лишь четвертью голосов оно высказалось за выплату дивидендов - это при практическом отсутствии прибыли и превышении кредиторской задолженности над дебиторской в 4 раза. Разумеется, на простое декларирование этого решения большинство не пошло.
Избран и новый совет директоров - наблюдательный совет. В него снова вошел менеджер от государства Юрий Бодня, занявший довольно убедительную позицию по итогам голосования.
Автор: Виктор ДЕБЕЛОВ, “Владивосток”