Арестплощадки - вне закона?

2 протеста вынесено прокуратурой Владивостока в адрес городской администрации и ГУВД по результатам широкомасштабной проверки соблюдения законодательства, регламентирующего хранение временно задержанного автотранспорта. Другими словами, прокуратура обратила внимание на нарушения, допущенные в процессе организации и в последующей работе многочисленных арестплощадок во Владивостоке.

17 июль 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №178 от 17 июль 1997

2 протеста вынесено прокуратурой Владивостока в адрес городской администрации и ГУВД по результатам широкомасштабной проверки соблюдения законодательства, регламентирующего хранение временно задержанного автотранспорта. Другими словами, прокуратура обратила внимание на нарушения, допущенные в процессе организации и в последующей работе многочисленных арестплощадок во Владивостоке.

Арестплощадки стали появляться в конце 1995 года. Тогда в мэрии было подписано постановление № 1116. Этот нормативный акт явился прямым следствием приказа МВД РФ “О мерах по реализации закона РФ “О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР”.

В 1995 году администрация Владивостока предложила главам районов определить площадки для содержания задержанного транспорта, заключить договоры с предприятиями на охрану этих арестплощадок. В марте 1996 года были утверждены тарифы, действующие до настоящего времени. Естественно, что “предприятиями”, о которых идет речь, стали обыкновенные платные автостоянки, на которых просто было выделено место под “отстой” задержанных сотрудниками ГАИ машин.

Серьезные нарушения прокуратура обнаружила в работе арестплощадок во всех районах Владивостока. Так, например, в Первореченском из 4 ныне действующих арестплощадок, 3 - ООО “Эридан-Сервис”, АООТ “Приморбытремстрой” и ИЧП “Крейн” - сегодня на свою деятельность не имеют договоров с администрацией района. Несмотря на это, арестплощадки продолжают работать. На некоторых других автостоянках коммерсанты сами отказались от дальнейшей охраны автотранспортных средств, и пока вопрос передачи задержанных машин на ответственное хранение не решен.

Во Фрунзенском и Первомайском районах договоры со всеми стоянками заключены не администрацией района, а ГАИ УВД г. Владивостока. Это является грубейшим нарушением законодательства, поскольку правоохранительные органы не имеют права заниматься коммерческой деятельностью. Выходит, милиции в этом районе выгодно было задерживать как можно больше машин и ставить их на арестплощадки? Кстати, в Первомайке работники краевой ГАИ ставили задержанные автомашины почему-то на те арест-площадки, договоров с которыми вообще не существовало.

Вместе с тем, как заявил в беседе с корреспондентом “В” заместитель начальника городской ГАИ Валерий Ченцов, “сейчас ни одна из площадок временного задержания ГАИ не принадлежит, никаких денег от их деятельности на счета ГАИ Владивостока не поступает”. “Если бы это существовало, то начальника полка ДПС давно уже посадили бы. Нам для работы хватит и одной стоянки “Барьера”, что на мысе Кунгасном”, - сказал Валерий Ченцов. Главный бухгалтер горГАИ Нина Нечаева подтвердила, что никаких средств с арестплощадок ни в ГАИ, ни на счет полка ДПС не поступает.

Согласно постановлению администрации города, только составление акта приемки на хранение стоит 33 тысячи, с машин, задержанных за нарушения статей Кодекса об административных правонарушениях, в час берут по 83 тысячи 490 рублей, в сутки - от 167 до 183,5 тысячи.

В ходе проверки выяснилось, что даже установленные администрацией тарифы, к тому же явно завышенные, не соблюдаются. К нарушителям, в частности, относятся стоянки “Статус-трейдинг” (Первореченский район), ООО “Леопард”, ООО “Эффект” (Первомайский район) и другие. Среди нарушителей были такие, где цены за услуги арестплощадки завышались в 2 - 2,5 раза.

Устанавливая другие тарифы, администрации районов и руководители арест-площадок нарушают требования федерального закона, в частности нормы федерального закона “О защите прав потребителей”. Администрация же города, как указано в представлении прокуратуры, составленном по итогам проверки, “не осуществляет контроль за соблюдением постановления (мэрии от 21 марта 1996 года)”.

По официальной версии, средства за “хранение и охрану” автомашины на

арестплощадке идут на содержание штатной численности охранников, оборудование участков и другие нужды. Сколько же денег “зарабатывают” арестплощадки на самом деле - большой вопрос. Есть арест-площадки, на которых даже не выдают квитанции об оплате, поскольку нет кассовых аппаратов. Во время проверки на такие стоянки их работники пытались даже не пускать прокуроров с милицией.

В уже упомянутом приказе МВД говорится, что “задержанное транспортное средство может не направляться на специальную охраняемую стоянку, если причина задержания может быть устранена на месте (устранены неисправности, установлены на транспортное средство государственные номерные знаки, транспортным средством может управлять другой водитель и т. д.)”. При этом сотрудники госавтоинспекции не имеют права ставить машины на арестплощадки, если владелец с таким решением не согласен.

Действительность же показывает обратное. В прокуратуру поступают многочисленные жалобы водителей на действия сотрудников ГАИ, которые необоснованно применили меру административного задержания автотранспорта.

Гражданин П. случайно оставил документы на автомашину в номере гостиницы. В районе улицы Русской его остановил сотрудник ГАИ и “принудил поставить машину на арестплощадку” (напомним, без согласия гражданина этого делать нельзя). Вернувшись с документами на арестплощадку, П. вынужден был заплатить штраф - 487 тысяч рублей, при этом второй экземпляр протокола о взимании штрафа на руки ему не дали. В общей сложности машина простояла на арестплощадке всего 1,5 часа. Пострадавшему в данном случае повезло: он своевременно обратился в прокуратуру, и ему возместили деньги, сейчас решается вопрос о санкциях по отношению к работникам ГАИ и арест-площадки.

Кстати, цены по прейскуранту площадки временного задержания “Руниф” весьма интересны. Так, доставка машины сюда стоит 110 тысяч, а “цены за предоставляемые услуги на автостоянке” колеблются от 14 тысяч до 300 в зависимости от тяжести нарушения. Налицо несоответствие постановлению администрации города. Кстати, и доставка автомашин, и составление акта приемки машины на арестплощадку входят в служебные обязанности сотрудников ГАИ, и брать деньги за это ни они, ни кто-либо другой права не имеют.

Подобный случай не единичен. Таких жалоб в прокуратуре десятки.

Возникает и другой вопрос. Почему за одно и то же нарушение человек платит дважды: сначала установленный в Кодексе об административных правонарушениях штраф, а потом и бешеные деньги за стоянку машины на арестплощадке.

В апреле 1996 года прокуратура Владивостока предлагала рассмотреть вопрос о создании на территории города муниципальных стоянок. Все доходы от их деятельности перечислять в городской бюджет, а площадки содержать из этих же средств. Однако тогда идея не получила практической реализации.

Сейчас мэрия все-таки приняла решение о создании муниципальных стоянок. Поможет ли это изменить ситуацию - покажет время.

Автор: Дмитрий ХАБАЛОВ, “Владивосток”