Где часть была, там храм стоит

Сотрудники "В", награжденные Приморской епархией за освещение в газете 60-летия Победы поездкой по святым местам, недавно побывали в селе Линевичи Уссурийского района, где находится женский монастырь Рождества Божьей Матери.

5 июль 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1778 от 5 июль 2005

Сотрудники "В", награжденные Приморской епархией за освещение в газете 60-летия Победы поездкой по святым местам, недавно побывали в селе Линевичи Уссурийского района, где находится женский монастырь Рождества Божьей Матери.

Определение "благостный", наверное, можно по-настоящему понять только в таком месте. Звенящая тишина, аромат скошенной травы, приветливые улыбки: Игуменья Варвара навстречу выходит, стройная, маленькая, вся в черном. Когда-то физику и математику в школе преподавала, теперь монахинями командует. С виду - мягкая натура, но сама утверждает, что характер у нее достаточно жесткий. Возможно, так оно и есть, ведь большое монастырское хозяйство вряд ли без твердой руки можно вести.

Безусловно, здесь много времени отдается молитвам. Домовая церковь в честь нерукотворного образа Спасителя поражает белизной стен. Хотя, как рассказала мать Сергия, была она когда-то прекрасно расписана. Но в свое время для воинской части небольшой храм служил столовой, на месте алтаря повар еду раздавал. Вот все и забелили, восстановить роспись теперь практически невозможно. "Будет Божье благословение - все заново сделаем", - говорит мать Сергия. Судьба у нее тоже удивительная - получала в свое время историческое образование, но резко изменила жизнь, уйдя несколько лет назад в монастырь. Ступает неслышно по траве, которой устлан пол в церкви, терпеливо объясняет: "На Троицу принято храмы зеленью украшать. Будет отдание (то есть закончится праздник. - Ред.) - все уберем, а верующие люди подушечки травой набьют, она ведь освященная".

Посмотрела я на недельное расписание, висящее на двери церкви. Божественная литургия, вечернее богослужение, воскресное всенощное бдение: При этом еще и крещением занимаются, стараясь не нарушать распоряжения о том, что это таинство без предварительной подготовки осуществлять нельзя. Когда же работать успевают?

При монастыре - гектары полей. Выращивают овес, ячмень, пшеницу, сою: Пока в основном перерабатывают урожай на комбикорм для скота. Своя дробилка есть. Так что курочки да коровы без еды не остаются. Но женщин-то меньше 30, а нужно еще за огородом ухаживать, помидоры консервировать, грибы собирать да в бочках солить: Еще и хлеб сами пекут - на бездрожжевой основе да в русской печи. Семисильные они, что ли? "С Божьей помощью", - отвечают. Правда, кроме Божьей есть еще и реальная помощь учеников православной гимназии, которые здесь обычно лето проводят.

Старшие ребята живут в палаточном городке, младших - в домиках расселяют. В руках 70 учеников все спорится: территорию расчищают, прополкой занимаются, ну и молятся, конечно. "Детская молитва - самая сильная", - говорит мать Сергия. А еще они раскопки ведут - много интересного уже обнаружили, именно с помощью гимназистов была найдена могила первой игуменьи.

Сами монахини утверждают, что в монастыре созданы парниковые условия для спасения души. Кому-то это близко, потому некоторые женщины, взяв отпуск на работе, приезжают сюда - потрудиться да помолиться. Не все, правда, выдерживают. Очень уж строг режим. По крайней мере вставать в половине четвертого утра, а ложиться ближе к полуночи, проведя весь день за выполнением послушания, очень даже не просто. И все же все больше людей к Богу тянется.

Едут сюда паломницы не только со всего Приморья, но и из более отдаленных мест. Мужчины нередко захаживают, но от их помощи чаще всего отказываются, хотя и нужны сильные руки в хозяйстве. "На западе сестры сами и трактор водят, и любую другую работу делают. Как только и мы всему научимся, совсем без мужской помощи обойдемся", - сказали в монастыре.

Вот такие они, на взгляд мирян, странные. Но выбрали свой путь и считают себя счастливыми. Говорят, что такая жизнь - их призвание.