Ветер в парусах
В день отхода море слегка штормило. Да и по карте погоды было видно, как один циклон догоняет другой. Но когда гафельная шхуна "Чава" вышла из ковша яхт-клуба морского университета в свой первый заграничный поход, ветер стих, и практически весь путь судно шло под мотором. Впереди были 550 миль до Цусимы.
В день отхода море слегка штормило. Да и по карте погоды было видно, как один циклон догоняет другой. Но когда гафельная шхуна "Чава" вышла из ковша яхт-клуба морского университета в свой первый заграничный поход, ветер стих, и практически весь путь судно шло под мотором. Впереди были 550 миль до Цусимы.
Главное - команда
Можно сказать, что началось все с увлечения Андрея Поповича парусным спортом, научных исследований на катамаранах, потом строительства швертботов и организации туризма на островах. Чуть позднее он купил траченную жизнью яхту-четвертьтонник, реанимировал ее. Электронщик по образованию, Андрей серьезно занимался темой судостроения.
Большие возможности перед увлеченным человеком открыл Интернет. Виртуальный знакомый из Кейптауна выслал Андрею рабочие чертежи будущей яхты.
Опустим технические трудности и материальные затраты.
Усердие и целеустремленность Андрея, помноженные на мудрость и терпение его жены Ирины, дали свои плоды. Свершилось главное - яхта по имени "Чава" была спущена на воду.
На строительство двухмачтовой красавицы ушло четыре года. А название родилось из первого и последнего слогов девичьей фамилии жены - Чавычалова. Ласковое домашнее имя любимой, к слову, украшало и прежние яхты Андрея.
Семья Поповичей всегда предпочитала активный отдых. Туризм, морские путешествия и спелеология здесь смолоду были в почете. А теперь, с появлением солидной яхты, захотелось совершить какое-то особенное путешествие. Маршрут был единодушно одобрен всей командой. Принять участие в церемонии, посвященной 100-летию Цусимского сражения, почтить память русских воинов спусканием на воду поминальных венков - достойная миссия.
Экипаж сложился отчасти спонтанно, но в него не попало ни одного случайного человека.
Первым номером в судовую роль был вписан капитан Владимир Григорьевич Роговец - опытный моряк, прошедший под парусами Тихий океан, директор яхт-клуба ДВО РАН, где отдал немало сил и души воспитанию молодых ребят в детской парусной секции. На должность старшего помощника заступил сам Андрей Попович. Вторым помощником капитана был назначен Евгений Панченко - председатель федерации парусного спорта в Петропавловске-Камчатском, участник кругосветного путешествия через Атлантику и Тихий океан на яхте "Камчатка". Друг Андрея и помощник в строительстве "Чавы" Вадим Хиврич завершил список мужчин.
Три женщины: Ирина Попович, Марина Новикова и Елена Шарнина числились в судовой роли матросами, поварами и, безусловно, музами! В береговой жизни одна лихо гоняет джип и любит полетать на дельтаплане, вторая запросто ныряет с аквалангом, а третья - поклонница горных лыж и серфинга. Подходящие кандидатуры!
Запись в путевом блокноте:
"Уже к началу моей вахты раздуло до стабильных 20-25 узлов: Ветер отошел до бакштага. Парусов явно много для такой погоды, лодка "лежит" на руле. Убираем топсель и грот, еще раньше на отходе ветра был убран стаксель. Под фоком и кливером центровка стала значительно лучше. Как сказал кэп: "Теперь на руле может стоять ребенок:".
Незримая нить
"Чава" вышла на точку, намеченную для церемонии опускания венков. Сто лет назад, во время Цусимского боя, русские моряки сражались и погибали на обширном морском пространстве, от северной оконечности островов Цусима до острова Уллындо.
- Наши карты были испещрены значками погибших русских кораблей, - рассказывает Андрей Попович. - Мы были в районе самых тяжелых потерь, здесь затонули новейшие для тех времен броненосцы. Многое не ясно в той войне, и время не помогает решить вопросы. Одно я знаю точно - здесь лежат пять с половиной тысяч российских моряков, которые выполнили свой долг. Несмотря ни на что. И самое малое, что мы можем сделать, это помнить об этом.
Шхуна легла в дрейф. Экипаж "Чавы" совершил поминальный ритуал. На воду были спущены венки, специально приготовленные в Ботаническом саду, на борт поставлены поминальные стаканы, накрытые присоленным хлебом. Молча выпили по чарке:
И уже через час были на курсе. Впереди - Идзухара, маленький рыбацкий городок на юге Цусимы.
В рамках церемонии состоялось открытие памятников. Объединенные в композицию три плиты с фамилиями погибших в сражениях и в плену русских воинов произвели сильное впечатление. Пять с половиной тысяч фамилий...
- И каждый из нас нашел в списках, выгравированных на плитах, своего однофамильца, - рассказывает Ирина. - Между нами сегодняшними и погибшими воинами словно протянулась незримая связь. Мы были искренне взволнованы. К нам подходили пожилые японцы, - продолжает Ирина, - пытаясь на ломаном английском выразить свое уважение к русским. Это было трогательно.
Капитан - всему голова
Вообще японцы были частыми гостями на яхте. У наших девушек даже поклонник объявился, который принес в подарок ведро цветов, свежих овощей. А потом предложил ночную прогулку на своем "микрике" в национальный парк.
- Мы ломали голову, что брать с собой в качестве сувениров, - вспоминают члены экипажа. - Капитан, кажется, знал ответы на все вопросы. "Водку и полный набор овощей для борща! И свеклы побольше. Японцы уважают", - таков был наказ Владимира Григорьевича.
Благодаря строгому и толковому капитану, который не позволял себе уходить с мостика в штормовую погоду, в густой туман, не шел на поводу у членов экипажа, иногда желающих расслабиться, весь рейс прошел без сучка, без задоринки! Грамотно подобранная экипировка оградила экипаж от промокания и простуд. И пресной воды хватило, и с продуктами был полный порядок. Расквасились только несколько вилков капусты. Но это было, к счастью, уже на обратном пути. Главное, успели накормить гостей яхты - японцев настоящим флотским борщом.
Японские картины наяву
- Острова начались с запаха прелого сена и чего-то кислого, похожего на фиксаж для фотопленки, - рассказывает Андрей. - Ничего общего с нашими островами, которые за несколько миль благоухают полевыми цветами и нагретой на солнце землей. Крутые сопки с круглыми вершинами - как позвонки дракона, лежащего в море. Цусима с моря выглядит практически необитаемой. Мы угодили в сезон ловли кальмара. Рыболовы дрейфуют в море. Идет горячая крестьянская работа. Эфир наполнен речью на японском языке, даже песни поют, паразиты, на 16-м канале, канале безопасности.
Вода в бухте довольно чистая, но не идеально. Из воды высовывают рты какие-то рыбки, толстенькие, с черными пятнышками. У нас таких продают в зоомагазине. Иностранные торговые суда сюда не заходят, подержанные машины умирают своей смертью на садовых участках:
Японская глушь. Как сказал потом знакомый японец: "Цусима - цветок Японии".
Автор: Татьяна БАТОВА, "Владивосток" (фото из архива семьи Поповичей)