Фильмы, которые не стареют, возродят российское кино
Александра Исаева представлять, например, студентам Владивостокского государственного университета экономики и сервиса не нужно. Профессора, читающего курс маркетинга, рекламной деятельности, знают многие. Но о том, что некоторое время назад Александр Аркадьевич как сценарист и режиссер снял два полнометражных художественных фильма, известно далеко не всем. Хотя Александр Исаев секрета из своей карьеры кинодеятеля не делает...
Александра Исаева представлять, например, студентам Владивостокского государственного университета экономики и сервиса не нужно. Профессора, читающего курс маркетинга, рекламной деятельности, знают многие. Но о том, что некоторое время назад Александр Аркадьевич как сценарист и режиссер снял два полнометражных художественных фильма, известно далеко не всем. Хотя Александр Исаев секрета из своей карьеры кинодеятеля не делает...
- Много лет назад я писал рассказы, посещал литобъединение "ЛОТ" при Приморском отделении Cоюза писателей. Окончил ДВВИМУ, поехал учиться в Одессу в аспирантуру. А кино любил всегда. Ну как же жить в городе, где делают кино, и не побывать на студии? Побывал, познакомился с разными людьми, написал один сценарий, потом другой. Лет 10-15 они не шли, потом один из сценариев взяли - появился фильм "Шоу-бой". Тогда я и понял, что режиссер может сделать из твоего сценария такое: То, что ты никогда и не предполагал, и не думал. И потому, когда мне через несколько лет предложили самому снять фильм по своему сценарию, я согласился. На базе "Дальвента", но с участием Одесской киностудии. Так родились на свет "Путана" и "Сделай мне больно". Это были хорошие рабочие фильмы - криминальные мелодрамы.
- Рабочие?
- Ну то есть фильмы не провальные, вызывающие стабильный интерес: "Путана" в 1992 году занимала первые строчки "Московского кино-хит-парада", была такая передача на центральном канале. Я не считаю, что создал шедевры, но тем не менее фильмы востребованы. Фильму 13 лет, а актуальности не утратил. В этой ленте снимались Игорь Верник, Александр Панкратов-Черный, Анна Самохина, Николай Еременко-младший, Виктор Авилов. Музыку к фильмам написал Евгений Дога. Когда снимаешь, не знаешь, что получится, попал, не попал. Вот, оказывается, с этой лентой мы попали в нужную точку. Приятно.
- А почему именно такой выбор жанра?
- Я долго пытался стать режиссером, поступал на высшие режиссерские курсы, готовил себя к профессиональной деятельности. Считаю, что профессиональный режиссер не тот, кто создает авторские фильмы, а тот, кто готов снять то, что понравится людям, причем любого жанра. У меня есть сценарии комедий, боевиков, драм. Но мелодрамы снимать проще, там нет такого количества спецэффектов, как в боевиках, и такой сиюминутности, как в комедии. Тогда были востребованы именно мелодрамы.
- Насколько ваше видение фильма совпало с конечной продукцией?
- Вот он, важный вопрос. Почему я в итоге охладел к кинематографу? Ролан Быков сказал как-то: "Фильм - кладбище замыслов". Свою идею не удается реализовать никогда: Чтобы сделать ленту так, как тебе хочется, снимать ее надо десятилетиями, как Алексей Герман. А я холерик, я так не могу. Кино - коллективная профессия, что получили, то и хотели, так надо говорить.
Из кинематографа я ушел в 1993 году, когда развалился кинопрокат, изменились нравственные принципы в обществе.
Сейчас этот бизнес оживляется, продавать фильм стало легче, каналы берут ленты без откатов, появилась нормальная конкуренция.
Но желания снимать боевики у меня нет, хочется делать глубокие ленты, а на них сейчас особого спроса нет. Пока я ничего не хочу снять так, чтобы внутреннее желание трансформировалось бы в действие: поиск спонсоров и так далее.
Режиссерам свои сценарии больше не предлагаю, после опыта с "Шоу-боем", когда режиссер камня на камне от моего сценария не оставил.
- Кино - затратная вещь...
- Это смотря какие фильмы ты делаешь. У нас все помешаны на блокбастерах. Да, в это нужно много денег - "Ночной дозор", "Сибирский цирюльник". Но рабочие фильмы, которые мы смотрим по ТВ, драматические, с хорошими актерами: Они в среднем стоят 230-250 тысяч долларов. Это немного, такие деньги найти можно. Мы должны снимать национальное кино, замешенное на драме, на сюжете, на игре актеров. Они найдут своего зрителя. Именно так можно поднять кинематограф.
- Верите ли вы в развитие киноиндустрии во Владивостоке?
- Почему нет? Должны появиться инициативные люди. Это как с кинофестивалем. Пока за него не взялись всерьез, ничего не было.
- Вы себя в кино видите?
- Я живу по принципу "Никогда не говори никогда". Все может быть.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, "Владивосток"