Владивосток без Тихоокеанского флота?
Как стало известно корреспонденту “В”, на недавно прошедшем в Москве оперативном совещании военного руководства говорилось и о том, что, возможно, в ближайшее время Тихоокеанский флот прекратит свое существование. Столь реформаторская идея заложена в новой оборонной концепции.
Как стало известно корреспонденту “В”, на недавно прошедшем в Москве оперативном совещании военного руководства говорилось и о том, что, возможно, в ближайшее время Тихоокеанский флот прекратит свое существование. Столь реформаторская идея заложена в новой оборонной концепции.
На месте Тихоокеанского флота будет образовано 2 военно-морских объединения: на Камчатке и в Приморье. При этом Камчатское объединение будет являться стратегическим и перейдет в прямое подчинение Москве. Приморское же, очевидно в силу своей незначительности или, точнее, несбалансированности, станет замыкаться на командование Дальневосточного военного округа.
По словам источника, в состав вновь создаваемой приморской военно-морской базы войдут все имеющиеся у нас действующие корабли и подводные лодки. Силы же, выведенные ранее в резерв из-за отсутствия средств для обеспечения ремонта, будут скорей всего утилизированы. Это касается и кораблей с атомными силовыми установками, таких как “Урал” (корабль управления) и крейсер “Адмирал Лазарев”.
Очевидно, что основная цель данных преобразований - экономия финансовых средств, а не совершенствование системы безопасности, разумеется, требующей дополнительного финансирования. В ходе проведения этой реформы будет сокращено около 20000 офицеров военно-морского флота. Руководство министерства обороны рекомендует кадровым органам представлять на сокращение в первую очередь офицеров с выслугой, имеющих право на пенсию и обеспеченных жильем.
Как это ни странно, но опыт показывает, что как раз эту категорию реже всего увольняют, большинство из них предпочитает “досидеть” до предельного возраста. Более охотно уходят молодые и менее обеспеченные офицеры, очевидно, потерявшие надежду получить возможность вести достойный образ жизни, находясь на службе у государства. В основном сокращению будут подлежать офицеры штаба и тыла флота.
Не исключается возможность переезда в Хабаровск некоторых руководящих офицеров штаба флота. Ставка же командования военно-морской базы будет скорей всего размещена в г. Фокино. В этой связи любопытно, кто и как распорядится освободившейся флотской недвижимостью в престижных районах Владивостока.
Практически все опрошенные нами офицеры Тихоокеанского флота, согласившись с необходимостью сокращения, заявили, что большей глупости, чем подобное реформирование флота, придумать было нельзя. Во-первых, потому, что флот, в отличие от многих сухопутных родов войск, в силу своей высокой технической оснащенности будет являться реальной и актуальной силой в возможных конфликтах XXI века. Во-вторых, если и соглашаться с возможностью иметь один флот, а не четыре, то следует и признать, что размещаться он должен именно на Тихом океане в силу значительной нестабильности и непредсказуемости развития этого региона в отличие от Европы (на севере флот остается). В-третьих, это может иметь не только внутренние негативные социально-экономические последствия и ослабление нашего влияния в АТР, но и привести к потере самостоятельности даже в решении вопросов, связанных с развитием Дальнего Востока.
Особенно настораживает наша готовность делиться современнейшими морскими вооружениями с Китаем, весьма непредсказуемым и достаточно жестким соседом. В связи с этим хочется напомнить нашим реформаторам из лабораторий слова Александра Колчака, пожалуй, одного из самых талантливых и прозорливых русских адмиралов: “Безопасность государства не может зависеть от состояния политики и быть обусловленной какими-либо трактатами или договорами, если последние не опираются на реальную силу. Морские границы не представляют в этом смысле исключения, наоборот, они как более опасные требуют особо надежного обеспечения”.
Сегодня Россия имеет 37000 километров морской границы. Надолго ли?
Автор: Отдел информации “В”