Губернатор и его команда
Второй губернаторский срок Сергея Дарькина, теперь уже пятилетний, начался в феврале, когда глава края, не дожидаясь истечения своих полномочий, поставил (первым среди российских губернаторов!) вопрос о доверии перед президентом и тот в этом доверии не отказал. Однако календарные четыре года, на которые прямым голосованием избрали Сергея Михайловича, истекают как раз сегодня, 17 июня (инаугурировался Дарькин несколькими днями позже). Минувшее четырехлетие можно анализировать с разных сторон. Мы решили сделать это через изучение кадровой политики губернатора. Ведь не зря говорят, что короля играет свита: ни один человек не сможет руководить предприятием и тем более регионом в одиночку.
Хроника четырех лет Сергея Дарькина сквозь призму кадровой политики
Второй губернаторский срок Сергея Дарькина, теперь уже пятилетний, начался в феврале, когда глава края, не дожидаясь истечения своих полномочий, поставил (первым среди российских губернаторов!) вопрос о доверии перед президентом и тот в этом доверии не отказал. Однако календарные четыре года, на которые прямым голосованием избрали Сергея Михайловича, истекают как раз сегодня, 17 июня (инаугурировался Дарькин несколькими днями позже). Минувшее четырехлетие можно анализировать с разных сторон. Мы решили сделать это через изучение кадровой политики губернатора. Ведь не зря говорят, что короля играет свита: ни один человек не сможет руководить предприятием и тем более регионом в одиночку.
2001. Все мы вышли из «Ролиза»
В ходе своей первой инаугурации Сергей Дарькин, как и полагается по Уставу края, назвал имена троих своих «альтер эго» на случай невозможности выполнения им своих обязанностей. Прозвучали три фамилии: Линецкий, Костенко, Передрий. Александр Иосифович Линецкий – личность, безусловно, незаурядная: ученый ДВО РАН (кандидат физико-математических), режиссер спектаклей и предвыборной кампании Дарькина, автор либретто к шедевру «Нам здесь жить», признанный тактик и стратег, до прихода в качестве первого вице-губернатора в «Белый дом» занимавший ключевой пост в рыболовецкой компании «Ролиз», которой руководил сам Дарькин. Тем не менее Линецкий, отвечая в том числе и за идеологию, сумел испортить отношения со СМИ, определив уровень приморской журналистики как «ниже городской канализации». Вскоре после этого карьера Линецкого как публичного политика прервалась. Он вернулся в «реальный сектор экономики» (излюбленное выражение Дарькина), то есть в «Ролиз». Тем не менее в «Белом доме» по-прежнему частый гость.
Сергей Передрий, на котором оказалось жилищно-коммунальное хозяйство края, – также выходец из «Ролиза». Александр Костенко представлял в команде Сергея Дарькина исключение в том смысле, что уже имел немалый опыт работы в органах власти, пусть и муниципальных (после руководства «Приморским сахаром» Александр Иванович трудился вице-мэром Уссурийска). В то же время подчеркнуто дистанцируется от политических интриг, позиционируя себя лишь как финансиста и экономиста.
Следующим представленным общественности вице-губернатором стал Юрий Попов, известный также по работе в Уссурийске (гендиректором «Приморской сои»). Его сферой деятельности стали сельское хозяйство, торговля, потребительский рынок, развитие малого бизнеса. Другим уссурийцем во власти оказался бывший мэр этого города и бывший же председатель краевой думы Владимир Ведерников, по возрасту уже не имевший права работать вице-губернатором и поэтому назначенный «руководителем штаба по подготовке к зиме с полномочиями вице-губернатора». Так он и числился вплоть до 2003 года, когда был переведен в советники губернатора. Первым руководителем аппарата администрации Дарькина назначили Олега Мельникова, дослужившегося в органах внутренних дел до полковника. Позже он станет замруководителя аппарата, параллельно возглавляя (силовик как-никак) краевую комиссию по ЧС.
В это же время вице-губернатором по внешнеэкономическим связям стал и Игорь Иванов, сибиряк и ветеран-«афганец». Из членов команды прежнего губернатора у руля остались разве что назначенный «энергетическим» вице-губернатором Юрий Лихойда и «имущественный» Геннадий Токуленко. «Живучесть» последнего, впрочем, следует отнести на счет его двойного подчинения (не только главе края, но и Минимущества РФ). Как видим, уже летом 2001 года подход молодого губернатора к подбору команды проявился вполне четко. Заместителями Дарькина в основном стали его хорошие знакомые, люди сравнительно молодые, имевшие опыт ведения бизнеса, но не светившиеся во власти и не связанные с Евгением Наздратенко. «Кузницей кадров» на этом этапе можно назвать Уссурийск.
2002. Борозды не испортят!
Видимо, уход из «Белого дома» такого видного политика, как Линецкий, породил некоторый дефицит управленцев высшего звена. Летом 2002 года «Белый дом» пополнился сразу двумя. Так, появился вице-губернатор по правовым вопросам. Им стал 35-летний Николай Королев, с отличием окончивший юрфак ДВГУ и известный по работе замгендиректора «Тихоокеанской юридической компании» и председателем совета директоров уже не «Ролиза», а «ТУРНИФа» (в этом смысле вполне объясним недавний переход Королева в администрацию Владивостока под начало бывшего шефа «ТУРНИФа» Владимира Николаева). В некотором смысле на замену Линецкому пришел Борис Гельцер, с поста руководителя управления здравоохранения назначенный на должность вице-губернатора, курирующего социальный блок.
Менее прогнозируемым оказался приход в «Белый дом» Виктора Горчакова, который некоторое время проработал руководителем департамента международного сотрудничества и в декабре 2002 года стал вице-губернатором, курирующим внешние связи (занимавший этот пост до сих пор Игорь Иванов отправился в должности уже первого вице-губернатора в Москву развивать представительство краевой администрации при правительстве). Виктор Горчаков имеет богатый опыт управленческой работы еще с советских времен: доктор технических наук, профессор, ректор ДВГУ, секретарь крайкома КПСС и до второго прихода в «Белый дом» - ректор Владивостокского филиала Российской таможенной академии.
Одновременно с переездом Иванова и повышением Горчакова стало известно о назначении Федора Новикова, до этого недолго (с мая по декабрь) работавшего в администрации Дарькина руководителем «рыбного» департамента, первым вице-губернатором (с Костенко и Ивановым первых стало уже трое) и одновременно руководителем аппарата. Эта новость была тем более неожиданной, что Новиков, долгое время, вплоть до 2000 года, работавший вице-губернатором края, считался «человеком Наздратенко». Выходит, к началу нового, 2003 года стало уже ясно, что друзей и однокашников для формирования полноценной команды не хватит. На первое место пришлось ставить уже не политический ореол, а деловые качества – чисто прагматический подход.
2003. Птицы федерального полета
С наступлением нового года кадровые перестановки в «Белом доме» не потеряли темп. Уже в феврале стало известно о новом месте работы Михаила Глубоковского, в 90-е дважды избиравшегося депутатом Госдумы, а по основной специальности – ученого-биолога (видимо, эта «научно-ролизовская» линия и связывает Дарькина-Линецкого-Глубоковского). Дело в том, что в начале 2002 года он был избран представителем Законодательного собрания в Совете Федерации. Как поговаривают – по рекомендации губернатора, потому что «своего» представителя в СФ у Сергея Дарькина назначить не получилось: на эту должность кремлевские кадровики якобы присоветовали генерал-полковника Валерия Манилова – в самом деле, не в управдомы же переквалифицироваться бывшему первому замначальника Генштаба! Только в январе 2004 года Манилова сменил Игорь Иванов – стопроцентно «человек губернатора», сумевший быстро дорасти до уровня зампреда одного из комитетов верхней палаты Федерального собрания и тем самым оправдавший неофициальное звание «лучшей кадровой нах
одки Дарькина».
Так вот, Михаила Глубоковского депутаты ЗС уже в конце того же 2002 года дисквалифицировали (как ни странно, с его же собственной подачи) и заменили на своего коллегу Олега Кожемяко (он в Совфеде, как известно, тоже не засиделся и ныне руководит Корякией). По прошествии нескольких месяцев появились данные, что губернатор не дал в обиду Михаила Константиновича и назначил его вице-губернатором. Правда, с постоянным местом работы в Москве - в уже упоминавшемся представительстве краевой администрации при правительстве. Совсем недавно, минувшей весной, Михаил Глубоковский ушел на повышение – возглавил рыбный департамент в Минсельхозе РФ.
Следующей громкой подвижкой 2003 года стало назначение вице-губернатора и председателя комитета по управлению гос-имуществом Приморского края Геннадия Токуленко заместителем министра имущественных отношений РФ. Его место занял до этого работавший заместителем Игорь Мещеряков – пока с приставкой и. о. Уже в июле Игорь Львович стал полноценным (и, кстати, наименее публичным) «вице». Позже он ушел в приморское подразделение того же Мин-имущества.
Тем временем Юрий Попов - это первый подобный прецедент! - перешел на партийную работу, возглавив приморское отделение «Единой России», но остался и вице-губернатором. Партийная должность оказалась вовсе не синекурой: провал выборов был бы импичменту подобен. Однако Юрий Иванович справляется с обеими своими работами до сих пор.
В июне 2003 года на должность вице-губернатора, курирующего вопросы промышленности и строительства, был назначен Владимир Розенберг, до того возглавлявший комитет дорожного строительства (а еще раньше работавший, естественно, в «Ролизе»).
2004, 2005, 2006?
Наступление нового, 2004 года стало символическим завершением активного этапа формирования губернаторской команды. С этого времени кадровые подвижки в вице-губернаторском корпусе становятся гораздо более редкими. Так, в начале марта-2004 вице-губернатором и руководителем аппарата (предыдущий «аппаратчик» и первый вице-губернатор Новиков перешел на другую работу) стал 42-летний Евгений Овечкин, руководитель транспортного холдинга S&T Group и однокашник Сергея Дарькина по ДВВИМУ. Впрочем, назвать его преемником Федора Новикова было бы не совсем точно: Овечкин получил портфель не первого, а «просто» вице-губернатора. Таким образом, число первых сократилось с трех до одного – Александра Костенко, пребывающего в этом одиночестве по сей день. А в кадровом VIP-поиске наступил продлившийся около года тайм-аут (за это время Владимир Николаев успел избраться мэром Владивостока, а Сергей Дарькин - вступить в «Единую Россию» и наделиться губернаторскими полномочиями уже по новой схеме). Он прервался недавним переходом Николая Королева в мэрию Владивостока на пост вице-мэра (впрочем, на общественных началах Николай Анатольевич продолжает курировать ход реформы местного самоуправления в Приморье) и его заменой на Валерия Василенко, сменившего синий мундир прокурора края на штатский костюм вице-губернатора, ответственного за правовой блок и работу с силовиками.
Ну, за стабильность!
Практика показывает, что дефицит надежных и грамотных кадров наблюдался, наблюдается и будет наблюдаться везде – от той же корякской котельной до Кремля. Именно поэтому любой руководитель начинает продвигать «своих» людей – с которыми работал, в которых уверен. Владимир Путин привлекает «питерцев» и «силовиков», Сергей Дарькин – «ролизовцев», «дввимовцев» и уссурийцев. В результате сегодняшний топ-менеджмент «Белого дома» - это эклектичный, по крайней мере внешне, сплав молодых «реальных экономистов» и поднаторевших партийных ветеранов. Ушедшие по разным причинам с вице-губернаторских должностей тоже чувствуют себя неплохо: кто перебрался в Москву на высокие должности, кто вернулся в бизнес, где приобретенный опыт лишним не окажется. Самые непотопляемые заместители Дарькина (назначенные с самого начала и работающие до сих пор) – это финансист Костенко, аграрий-единоросс Попов, коммунальщик Передрий (что вдвойне удивительно при этом «расстрельном» профиле) и энергетик Лихойда. Как и самого губернатора, сегодня их можно поздравить с четырехлетием пребывания в должности.
Автор: Василий АВЧЕНКО, отдел фотоинформации, «Владивосток»