Муниципальный призыв
В Приморском крае местное самоуправление реформируется по тому же сценарию, что и во всей стране, но с некоторым опережением - безусловно, лестным для нашего самолюбия. Еще в прошлом году депутаты Законодательного собрания приняли пакет законов, закрепивших новое муниципальное деление. Поселки городского типа исчезли с карты края, города превратились в «городские округа», а районы - в «муниципальные районы», включившие в себя городские и сельские поселения (доселе не существовавшие «муниципалитеты первого уровня»). Несмотря на низшее иерархическое положение, поселения - это самостоятельные муниципальные образования со своими главами, депутатами, имуществом и, самое главное, бюджетом, при помощи которого они и должны справляться с решением вопросов местного значения.
В воскресенье, 19 июня, Приморье продолжит выбирать органы местного самоуправления
В Приморском крае местное самоуправление реформируется по тому же сценарию, что и во всей стране, но с некоторым опережением - безусловно, лестным для нашего самолюбия. Еще в прошлом году депутаты Законодательного собрания приняли пакет законов, закрепивших новое муниципальное деление. Поселки городского типа исчезли с карты края, города превратились в «городские округа», а районы - в «муниципальные районы», включившие в себя городские и сельские поселения (доселе не существовавшие «муниципалитеты первого уровня»). Несмотря на низшее иерархическое положение, поселения - это самостоятельные муниципальные образования со своими главами, депутатами, имуществом и, самое главное, бюджетом, при помощи которого они и должны справляться с решением вопросов местного значения.
Следующим этапом реформы стали массовые выборы глав всех этих поселений (в Приморье их 145) - тех самых кадров, которые будут решать если не все, то многое. 29 мая голосование прошло практически на всей территории края, в результате чего избрались 69 поселенческих глав и немало депутатов. В 67 поселениях явного преимущества не показал никто из кандидатов, в шести выборы были признаны несостоявшимися. Повторные голосования (а где необходимо - повторные выборы) должны пройти уже 19 июня. В Надеждинском районе (единственном, где 29 мая выборы не проходили) определяться с кандидатурами глав и депутатов будут осенью.
Тем временем начинается следующий этап реформы, который может оказаться самым сложным и уже вовсе не «техническим». Большинство избранных поселенческих глав и депутатов не имеет опыта ни управленческой, ни нормотворческой работы. Тогда как сейчас нужно разработать и принять уставы вновь образованных муниципалитетов, скорректировать уставы существовавших ранее и уже с 1 января 2006 года приступить к работе по новой (двухуровневой) муниципальной схеме.
Бумажная работа
В созданных согласно основополагающему для реформы федеральному закону №131 муниципалитетах первого уровня уставы пишутся, что называется, с чистого листа. У более привычных нам городов и районов, получивших теперь статус муниципалитетов второго уровня, есть альтернатива - либо переработать существующие уставы согласно новым требованиям, либо сочинить новые. Специалисты говорят, что второй путь технически проще: слишком много поправок пришлось бы вносить в уставы старого образца.
- Не секрет, что до сих пор уставы муниципальных образований во многом носили декларативный характер, жестких требований наподобие сегодняшних к ним не предъявлялось, - рассказывает завотделом по ведению регистра нормативных правовых актов, уставов муниципальных образований правового департамента администрации Приморского края Александра Савельева. - Часто их авторы ограничивались общими фразами и переписыванием соответствующего краевого или федерального закона. Однако теперь в уставе, этой «конституции» муниципального масштаба, должен быть четко регламентирован целый ряд моментов - от правил проведения местных референдумов и выборов до механизма отзыва глав и депутатов. Чтобы каждый житель знал, каким образом он может реализовать свое право на участие в местном самоуправлении.
Среди новшеств, введенных новыми требованиями, - обязательное обсуждение на публичных слушаниях проекта местного бюджета, а также отчета о его исполнении. Кроме того, будет официально публиковаться информация об уровне оплаты труда депутатов и муниципальных служащих.
- Мы противники типовых проектов, - продолжает Александра Анатольевна. - Разумеется, с территориями ведется плотная работа, мы не снимаем с себя ответственность, но выступаем за то, чтобы органы местного самоуправления понимали смысл своей деятельности. А для этого им нужно в первую очередь знать свой устав. Поэтому мы лишь обозначили требования, но никаких типовых документов на места не отправляли. В результате каждый устав имеет свое лицо, свою стилистику. Так, недавно прошел регистрацию очень хороший устав Находкинского городского округа, в процессе работы над которым администрация и дума наконец пришли к совместной позиции по всем вопросам. Не стыдно за устав Уссурийского городского округа и т. д.
Все эти документы вступят в силу после официальной публикации, которой предшествует процедура государственной регистрации. Сейчас сотрудники правового департамента «Белого дома» как раз и заняты проверкой муниципальных уставов (как первого, так и второго уровня) на предмет их соответствия имеющимся критериям. Уже к 1 июля государственную регистрацию должны пройти «конституции» всех муниципалитетов Приморья.
Избранники и наемники
В 131-м федеральном законе, в соответствии с которым происходит «перелицовка» местной власти России, есть одна любопытная норма. До сих пор глава муниципального образования мог одновременно возглавлять и местную думу. То есть фактически высшее должностное лицо муниципалитета совмещало две должности: главы администрации и председателя органа представительной власти. В Приморском крае даже имели место доходящие до абсурда курьезы: глава района Н. направлял подписанный им документ председателю думы (тому же Н.) на утверждение. И получал ответную эпистолу от себя самого: не согласен, доработать… Сейчас такое уже невозможно. Высшее должностное лицо может быть либо главой администрации, либо председателем думы. Если он предпочел руководство представительным органом власти, то главу администрации будут уже не избирать, а нанимать.
По российской традиции (авторитарной или государственнической - кому как больше нравится), исполнительная власть, несмотря на декларируемую равноправность всех трех ветвей, считается «самой равноправной». Поэтому неудивительно, что большинство приморских муниципалитетов (речь идет, естественно, о втором уровне, так как первый только формируется) предпочли вариант совмещения статуса высшего должностного лица с креслом главы администрации. Однако две территории - Большой Камень и Лесозаводск - пошли по второму пути. Там высшие должностные лица избираются депутатами думы из их же числа и продолжают руководить муниципальным парламентом. Главы же администрации нанимаются по конкурсу.
В пользу того, что эта практика будет если не повсеместно, то значительно расширена, говорит полное соответствие «наемности» главы духу укрепления пресловутой вертикали. Если управленческой работой займется не фаворит электоральных симпатий, а отобранный конкурсной комиссией профессионал, это, безусловно, уменьшит влияние фактора случайности, затруднив приход во власть внесистемных персонажей. Наняться на должность главы сможет далеко не всякий: комиссия (она формируется местной думой, но не менее трети членов представляется краевой администрацией) будет учитывать возраст, образование, опыт управленческой работы и т. д. Важно и то, что такого наемного менеджера, «муниципального премьер-министра», в случае необходимости гораздо легче отстранить от власти и заменить, нежели избранника. Логичнее будет и спрашивать с высшего должностного лица края за допущенные на местах ошибки: ведь при такой схеме он принимает прямое участие в формировании муниципального корпуса управленцев.
Мастер-класс для мэра
Муниципальным районам сложнее, чем городским округам: именно в их структуре по принципу матрешки появляются муниципалитеты первого уровня с собственными органами власти и полномочиями. Вместе с тем все понимают, что теоретическая схема нового распределения властных полномочий, блестяще прописанная в федеральных законах, далеко не всегда будет четко коррелировать с реальной ситуацией на местах. «Низовые» бюджеты просто не смогут наполняться на 100 проц., из-за чего муниципалитеты, особенно первого уровня, не смогут исполнять свои функции. Поэтому (закон предусматривает эту возможность) некоторые обязательства придется взваливать на себя не только вышестоящим муниципалитетам, но и краевой власти, в конечном счете все равно ответственной за то, что происходит на территории Приморья (пусть местное самоуправление де-юре и не входит в систему госвласти).
В любом случае полутора сотням глав и полутора тысячам депутатов поселенческого уровня, которые уже избраны или будут избраны в ближайшее время, предстоит до конца года пройти серьезную учебу. В правовом департаменте краевой администрации 131-й федеральный закон называют одним из тяжелейших с точки зрения правоприменения: казалось бы, за полтора года нормы уже отскакивают от зубов, а на практике все равно возникают проблемы. Вновь избранные руководители органов местного самоуправления должны не только знать требования этого закона и смысл уставов своих муниципалитетов, но и разбираться в бюджетном процессе, основах управления и т. п. Поэтому специалисты краевой администрации и Законодательного собрания планируют провести ряд выездных семинаров для «вновь обращенных» депутатов и глав.
* * *
Мы в пионерах
- С точки зрения формирования органов местного самоуправления первого уровня, Приморский край - в числе пионеров. Большинство субъектов РФ сформируют поселенческий уровень власти только осенью. Именно поэтому в конце июня - начале июля на совещании руководителей избирательных комиссий субъектов федерации в Центризбиркоме мне предложено выступить с докладом, чтобы поделиться нашим опытом. Коллег интересует, в частности, то, что мы обошлись при выборах 29 мая 21 территориальной избирательной комиссией, не создавая отдельных избиркомов в каждом из 142 поселений, где проходили выборы. Представляете, сколько бы это вызвало организационных трудностей?
Председатель избирательной комиссии Приморского края Сергей Князев на пресс-конференции по итогам выборов 29 мая
* * *
Непрофессионалам здесь делать нечего!
- Думаю, что я был прав, когда в свое время был категорически против этой реформы. Я выступал на Госсовете и активно спорил с Козаком. Но он мне сказал: «Сергей Михайлович, но ведь когда-то надо начинать эту работу…». Я говорю: «Вы понимаете, мы не готовы, мы просто не можем сегодня передать, к примеру, то же самое ЖКХ на самый низовой уровень! Мы муниципалам-то не все можем передать! Ну не будет тепла у нас в крае!». А он говорит: «Я все понимаю, Сергей Михайлович, но начинать-то когда-то надо?». Поэтому пока мы ЖКХ оставим у себя, чтобы оно более эффективно работало. Будем, конечно, учить вновь избранных людей. Для чего все это сделано? Необходимо власть максимально приблизить к народу. Первый уровень сможет сделать то, что не всегда удается муниципальным образованиям, более эффективно. Ну, к примеру, в области налогов: они смогут более эффективно собирать налоги на имущество физических лиц. Но! Кто думает, что он получит синекуру, тот глубоко ошибается; непрофессионалам и политиканам я не дам ни копейки бюджетных денег. Это исключено.
Губернатор Приморья Сергей Дарькин в интервью «В»
Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»