Период полураспада
По данной на семинаре в Токио оценке специалистов, неблагоприятная ситуация в Дальневосточном регионе усугубляется низкими темпами вывоза отсюда отработавшего ядерного топлива. А ведь в нем сосредоточено более 90 процентов всей накопленной радиоактивности, и это - главный источник потенциальной опасности для окружающей среды. Выгруженное из реакторов подлодок топливо должно быть перевезено на комбинат «Маяк» в Челябинске (это единственное в стране подобное предприятие), где его переработают в топливо для атомных электростанций (оставшиеся высокоактивные отходы будут отверждены, остеклованы и захоронены).
Опасное наследие «холодной войны» - наше общее бремя
Окончание. Начало в номере 1767 электронной версии газеты >>>
Дорогу спецэшелону
По данной на семинаре в Токио оценке специалистов, неблагоприятная ситуация в Дальневосточном регионе усугубляется низкими темпами вывоза отсюда отработавшего ядерного топлива. А ведь в нем сосредоточено более 90 процентов всей накопленной радиоактивности, и это - главный источник потенциальной опасности для окружающей среды. Выгруженное из реакторов подлодок топливо должно быть перевезено на комбинат «Маяк» в Челябинске (это единственное в стране подобное предприятие), где его переработают в топливо для атомных электростанций (оставшиеся высокоактивные отходы будут отверждены, остеклованы и захоронены).
Увы… Мало того, что у нас остается большое количество объектов с невыгруженным топливом, так еще и с его вывозом проблемы.
- Спасибо США, они помогли нам построить береговой комплекс выгрузки отработавшего ядерного топлива на заводе «Звезда», однако вывозить его мы оттуда не сможем, - привлек внимание участников семинара к одной из самых острых на сегодня проблем начальник управления вывода из эксплуатации ядерных и радиационно опасных объектов Росатома Виктор Ахунов. - Намеченная на этот год программа по утилизации подлодок будет выполнена, но топливо из их реакторов мы поместим в контейнеры и оставим на заводе на сооруженной специальной площадке.
Беда в том, что участок железной дороги от Большого Камня до Смоляниново не отвечает необходимым техническим параметрам, поэтому по нему нельзя пустить эшелон, оборудованный для перевозки металлобетонных контейнеров с топливом. Да и таких контейнеров построено пока недостаточно. Если их использовать для хранения ядерных материалов, то очень скоро работы по выгрузке топлива придется просто-напросто приостановить. Это означает, что списанные подлодки будут оставаться на плаву с активными зонами. И это не все. Ведь отработавшее ядерное топливо находится еще в хранилищах береговых баз, доставляется в Приморье с Камчатки.
Проект реконструкции 30 километров железной дороги несколько лет обсуждался с японской стороной, но конкретного решения по нему так и не принято.
Это вам не поплавок
Не надо думать, что Россия самостоятельно, на средства своего бюджета, не занимается обеспечением ядерной и радиационной безопасности. Другое дело, что возможности нашего бюджета ограничены, и для того, чтобы до минимума снизить риски пагубного воздействия на население всего того арсенала, который был накоплен за годы «холодной войны», потребуются годы и годы. В последнее время на решение этих проблем из государственной казны стало выделяться ежегодно до 70 миллионов долларов (до этого значительно меньше). Но, к примеру, только на строительство берегового пункта хранения реакторных отсеков требуются огромные суммы. Так сколько же мы будем строить такую наземную площадку?
Пока остающиеся после утилизации атомоходов реакторные отсеки хранятся у берега на плаву в бухте Разбойник. С каждым днем это становится все опаснее. Но уже не первый год, как начал строиться здесь специальный береговой пункт.
- Если на российском севере такой объект финансирует Германия, то на Дальнем Востоке мы вынуждены обходиться своими средствами, - пояснил мне заместитель руководителя Росатома Сергей Антипов. - Нужно как можно быстрее доставать отсеки из воды. Поэтому, как только удается выкроить какие-то деньги, мы направляем их на этот объект.
- Сергей Викторович, по реконструкции железной дороги от Большого Камня до Смоляниново тоже есть какая-то обнадеживающая информация?
- Сложность в том, что дорога не принадлежит Росатому, и мы не можем использовать бюджет агентства на ее ремонт (нас просто обвинят в нецелевом расходовании средств). Да и своих «дыр», как вы могли понять на этом семинаре, хватает. Однако используются все возможности и рычаги, чтобы эту проблему сдвинуть с мертвой точки.
- На семинаре прозвучала цифра, подтверждающая, что примерно треть утилизированных на сегодня атомных подводных лодок была демонтирована за счет международной финансовой помощи. Основные затраты Россия берет все-таки на себя?
- Дело даже не в том, сколько лодок утилизировано за иностранные деньги, а сколько - за российские. Наращивать темпы разделки АПЛ без решения других сопутствующих этому проблем - в ущерб безопасности. И чем больше будет иностранная финансовая помощь, тем больше своих средств мы сможем высвободить непосредственно от демонтажа лодок на весь комплекс нелегких задач.
- Речь шла также о том, что оставшиеся радиоактивные отходы с Камчатки будут перевезены на береговую базу «ДальРАО» в Приморье. Кроме того, обсуждался вопрос транспортировки АПЛ с полуострова. Значит ли это, что часть лодок, которые базируются сейчас на Камчатке, будет утилизироваться в нашем крае?
- Было бы правильнее те лодки, которые находятся на Камчатке, там и утилизировать. И такие работы камчатцы производят. Но проблема - опять-таки в недостаточном финансировании. Если мы хотим, чтобы все списанные многоцелевые АПЛ были утилизированы к 2010 году, то Камчатку нужно будет «подтягивать». Сама она будет отставать. Возможно, одну-две лодки придется перевести в Приморье. Но окончательное решение по этому вопросу еще не принято.
- Одной из проблем комплексной утилизации АПЛ в Дальневосточном регионе вы назвали недостаточную информацию о состоянии отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов на береговых базах. Получается, Росатом сам достоверно не знает, что ему досталось в наследство от Тихоокеанского флота и «холодной войны»?
- Береговые базы перешли в наше ведомство в 2001 году, и, к сожалению, мы действительно до сих пор не все знаем сами. Просто залезть руками, пощупать, измерить не везде возможно. Все-таки на базах хранятся достаточно высокорадиоактивные материалы. В каком они состоянии, какие изменения произошли за последние годы - на эти вопросы еще предстоит получить ответы. Провести комплексное радиоактивное инженерное обследование объектов «ДальРАО» - непростая проблема, тоже требующая больших денег.
- В нашем регионе из эксплуатации выведены 12 судов атомно-технологического обслуживания. В своем выступлении вы сказали, что пока невозможно вести их утилизацию. Почему?
- Это специализированные танкеры, плавучие технические базы, которые забирали радиоактивные отходы, осуществляли перезарядку реакторов. Суда АТО представляют собой огромное количество твердых радиоактивных отходов. И пока у нас нет комплекса по обращению с ТРО, регионального могильника - а его нет, - мы ничего не можем делать со вспомогательными судами.
Завтра или послезавтра? Нет, сегодня
Сделанные на семинаре доклады показали, насколько серьезно стоят сегодня вопросы обеспечения ядерной и радиационной безопасности в Дальневосточном регионе. Осознание их масштабности и понимание, что России одной не справиться с тяжелым наследием «холодной войны», в мире существует. Это наглядно подтвердили выступления гостей Токио из разных стран.
По признанию представителей российской стороны, удовлетворение вызвал уже сам факт того, что своевременно была поднята актуальная проблема расширения и активизации Глобального партнерства на Дальнем Востоке. Состоялся интересный обмен мнениями, прозвучали полезная информация, обобщение итогов той работы, которая уже сделана. Хотя многие не скрывали, что надеялись все-таки на более конкретные результаты и подвижки к реализации давно обсуждаемых проектов.
С интересом все ожидали заключительного слова заместителя генерального директора департамента разоружения, нераспространения и науки Министерства иностранных дел Японии Такеми Наканэ. Г-н Наканэ подчеркнул, что для успешного ведения переговоров важно не обвинять друг друга, а вести их в духе партнерства и согласия. На его взгляд, те усилия, которые предпринимает японская сторона, подтверждают: она заинтересована в том, чтобы продвигать и развивать проект, а не задерживать его реализацию. Что касается средств Австралии, переведенных на счет японо-российского комитета, то г-н Наканэ заверил, что при дальнейшем продвижении переговоров эти средства будут эффективно использованы. По его словам, Япония готова и дальше развивать сотрудничество в рамках Глобального партнерства. На вопрос корреспондента «В», каким будет, на его взгляд, следующий практический шаг в продвижении уже существующих японо-российских договоренностей, г-н Наканэ высказал предположение, что, скорее всего, это будет демонтаж пяти атомных подводных лодок. «Чтобы работа перешла в реальную фазу, необходимо оговорить все условия. И сейчас эти переговоры ведутся. Я очень надеюсь, что они в скором времени завершатся и мы подпишем нужные документы».
Одобрил намерение России до 2010 года утилизировать все списанные уже многоцелевые атомные подводные лодки чрезвычайный и полномочный посол Японии в Российской Федерации Иссэй Номура.
- Чем дольше подводные лодки не демонтируются, тем больший риск они представляют для окружающей среды, - сказал г-н Номура. - Поэтому мы приняли решение помочь России в утилизации нескольких АПЛ. Надеюсь, что уже во второй половине года начнется их демонтаж.
В настоящее время в России завершается формирование правовой базы для двустороннего и многостороннего сотрудничества со странами-участниками Глобального партнерства. И это уже дает свои плоды. Что касается Дальнего Востока, то предстоит и дальше развивать международные контакты, предпринимать дипломатические усилия для того, чтобы активизировать международное сотрудничество в этом регионе, привлечь сюда внимание участников Глобального партнерства и стран, присоединившихся к программе.
Повышение антитеррористической устойчивости объектов, содержащих ядерные материалы и радиоактивные отходы, надежная защита окружающей среды - это совсем не то дело, которое можно отложить на потом...
* * *
Редакция «В» благодарит руководство Преображенской базы тралового флота и редакцию газеты «Хоккайдо симбун» за помощь в организации командировки корреспондента «В» в Японию.
Конечные цели утилизации АПЛ:
- безопасная выгрузка ядерных материалов и вывоз их из региона на комбинат «Маяк»;
- экологически безопасная (с изоляцией токсичных и иных вредных отходов) разделка концевых отсеков корпусов АПЛ с выделением радиоактивных отходов и приведением их в состояние, пригодное для окончательной надежной изоляции;
- формирование реакторных блоков с размещением в них большей части образовавшихся при разделке АПЛ твердых радиоактивных отходов и установка их на длительную выдержку в наземном пункте хранения.
(Из доклада заместителя руководителя Федерального агентства по атомной энергии С. В. Антипова)
Автор: Надежда БРАЖИНА, «Владивосток»