Золото фальшивой пробы, или Урок двуличия…

Письмо на мой «е-майл» было коротким, возможно, не слишком гладким по стилю, но искренним и эмоциональным. «Ровно в 9 утра 1 июня выпускникам Владивостока прочитали темы сочинений. Учащиеся выбрали темы по своему усмотрению и приступили к работе. Потенциальные медалисты писали вместе со всеми.

10 июнь 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1766 от 10 июнь 2005

Письмо на мой «е-майл» было коротким, возможно, не слишком гладким по стилю, но искренним и эмоциональным. «Ровно в 9 утра 1 июня выпускникам Владивостока прочитали темы сочинений. Учащиеся выбрали темы по своему усмотрению и приступили к работе. Потенциальные медалисты  писали вместе  со всеми.

Но все-таки у них были свои преимущества. Они были обязаны показать свои черновые работы учителям, перед тем как начинать переписывать свои сочинения на чистовики. Мало того, их не отпустили домой, а оставили в школе, пока совместными усилиями работы не были перепроверены и откорректированы. И сидели бедные мученики до глубокого вечера. Затем работы медалистов отправили вместе с другими на проверку в городской отдел образования. 

В какой школе было дело? Да почти во всех школах Владивостока! Многие скажут: «И вот это наши медалисты? Да они все липовые»!» Могут обидеться и одноклассники на своих друзей. Но не виноваты эти юноши и девушки! Большинство из них действительно имеют прекрасные и глубокие знания. Подтверждение тому – у многих высокий рейтинговый показатель централизованного тестирования. Но вот как-то некрасиво все это. Тем более что происходит на глазах у всех, уже в порядке вещей.

Почему преподаватели так перестраховываются? Может, просто боятся, что наши медалисты не смогут доказать свою медаль? Или дело в чем-то другом?

Понятно, что престиж школы зависит в том числе и от того, сколько она выпустит медалистов, но как же все ОСТАЛЬНОЕ?»

Школьница – автор письма – вполне логично попросила не указывать свою фамилию: «Мне ведь еще другие экзамены сдавать». И номер школы не указала, потому что абсолютно права: подчистки, поправки в работы потенциальных медалистов вносят, наверное, во всех без исключения школах не то что города - страны. Корреспондент «В» в свое время, будучи педагогом, бегала по школе в поисках ручки с ярко-синей пастой, чтобы поправить орфографию в медальном сочинении.

Безусловно, и впрямь достойны ребята, трудившиеся всю школьную жизнь, чтобы к ним относились внимательно, и будет обидно, если нелепая ошибка в сочинении или контрольной работе перечеркнет усилия 10 лет. Чистая правда заключается и в том, что для многих талантливых, умненьких ребят из сельских школ медаль – по сути единственная возможность получить высшее образование бесплатно, поэтому учителя, чувствуя ответственность за судьбу ребенка, буквально тянут медаль за уши. Из самых лучших побуждений.

Но отчего же возникает стойкое ощущение, что одиннадцатиклассники получают от своих наставников под занавес школьных лет яркий урок двуличия и лицемерия?

Конечно, вряд ли  после 10 лет учебы у юношей и девушек остается так уж много иллюзий. Но надежды на некую – пусть и полумифическую – справедливость живут в душе человека даже взрослого, а уж 16-летнему более всего на свете хочется знать, что его – пусть не медальное, но ведь тоже важное! – сочинение заботит учителя не меньше?

Гонка за медалями, начавшаяся еще во времена советские, в последнее время превратила школу в некий полигон. Поговорите с любым директором: обязательно как показатель качества работы прозвучит фраза о количестве медалистов. Чиновники от образования, рассказывая о школе, подчеркнут: тут каждый год два (три, четыре, пять) медалиста. Но значит ли это, что в школе все в порядке? Показывает ли это уровень обучения и знаний в школе? Нет…

Далеко не всегда отличники, всю школьную жизнь «тянувшие на медаль» и получившие ее в итоге, подтверждают свои пятерочные аттестаты на первых же курсах вуза. Иногда это самое особое отношение, внимание, к которому они привыкли в школе, срабатывает против ребят: университет, академия, институт не учитывают прошлые заслуги (ну разве что во время поступления), здесь и свое умение работать, и готовность впитывать, собирать знания нужно демонстрировать в полную силу, без оглядки и без уверенности, что за спиной есть кто-то, способный подправить, подчистить, если что…

Вот так и получается, что отличные оценки, так поощряемые школой и родителями, иногда – просто фикция, вопрос имиджа и престижа. А твердые хорошисты или усердные троечники, привыкшие рассчитывать только на себя, иногда в вузе обгоняют своих же одноклассников с медалями…

Не первый год в стране идет реформа образования, в том числе в области оценки знаний: широко шагает по школам система тестирования и единых государственных экзаменов... Кстати, по стране (в отличие от Приморья) правом льготного поступления на бюджетное место согласно документам министерства образования и науки пользуются не золотые медалисты, а лишь победители краевых, региональных и всероссийский олимпиад. Потому что на состязаниях такого уровня школьник показывает истинный уровень знаний и мышления.

Наверное, вот это маленькое ежегодное происшествие в школе, о котором написала читательница «В», - дополнительный довод в пользу такой реформы. Конечно, талантливым ребятам обязательно надо помогать. Поддерживать, как и во всем мире, ведь это действительно «золотой фонд» нации, ее будущее.

Но не слишком ли дорога цена такой, нередко лицемерной «поддержки» у нас?

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, "Владивосток"