Правительство хочет лишить нас “северных” льгот

Владимир Булгаров, представитель губернатора Приморья в северных районах края, принял участие в парламентских слушаниях в Москве о ходе выполнения федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья. Программа была утверждена постановлением правительства РФ от 15 апреля 1996 года, а указом президента РФ от 23 апреля того же года получила статус президентской, что, впрочем, нисколько не ускорило ход ее выполнения.

15 июль 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №176 от 15 июль 1997

Владимир Булгаров, представитель губернатора Приморья в северных районах края, принял участие в парламентских слушаниях в Москве о ходе выполнения федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья. Программа была утверждена постановлением правительства РФ от 15 апреля 1996 года, а указом президента РФ от 23 апреля того же года получила статус президентской, что, впрочем, нисколько не ускорило ход ее выполнения.

- Оба документа предписывают приоритетное выделение средств на реализацию программы, - рассказывает Владимир Булгаров. - На Дальнем Востоке сосредоточен значительный экономический потенциал страны - алмазы, золото, платина и другие благородные и редкие металлы, большие запасы нефти, угля, газа, третья часть российских запасов древесины, рыбы, морепродуктов... Границы и порты создают исключительные возможности для сотрудничества со странами АТР. Уже сегодня с Дальнего Востока и Забайкалья, занимающих 40 процентов российской территории и сосредоточивших 20 процентов всего населения страны, идет большая часть поступлений в доходную часть бюджета. Но обратной связи нет.

Информация, прозвучавшая на слушаниях, подтвердила, что улучшения в социально-экономическом положении региона нет. Большинство намеченных мероприятий остались лишь на бумаге, многие жизненно важные для региона проекты, в том числе и те, которые должны изменить коренным образом положение в ТЭКе, под угрозой срыва. Например, из-за отсутствия финансирования практически сорвано строительство Бурейской ГЭС, которая позволила бы сократить дорогостоящий завоз угля из Сибири более чем на 5 миллионов тонн. Подобные примеры можно привести со строительством угольных шахт и разрезов в Приморье, Хабаровском крае, на Чукотке и Сахалине.

Объем инвестиций в 1996 году по всем источникам финансирования должен был достичь 35 триллионов рублей (в ценах 1995 года), фактически за год освоено 34 с небольшим процента. По состоянию на 1 июня 1997 года бюджетного финансирования программы вообще не было, несмотря на то, что в бюджете на этот год предусмотрено 80 миллиардов рублей государственных инвестиций. Такое положение - по всем разделам программы, в топливно-энергетическом и лесопромышленном комплексах, на транспорте, в связи и т. д.

Основные причины невыполнения программы - слабое финансирование, отсутствие ясной позиции при определении объема средств на дотацию по энергетическим тарифам (если этот объем будет покрывать разницу между средней по России ценой киловатт-часа и фактической ценой, сложившейся на Дальнем Востоке, то в федеральный бюджет должны быть включены объемы финансов, в 2,5 раза превышающие уровень 1997 года). Отсутствуют механизм и структура управления программой, недостаточно разработана закондательная база, а значит, нет условий для стабильного социально-экономического развития Дальнего Востока.

Впрочем, у депутатов Госдумы намечено обсуждение проектов целого ряда законов, которые, хочется верить, повлияют на развитие нашего региона, - “Об особом статусе Дальнего Востока и Забайкалья”, “О рыболовстве и об охране водных биологических ресурсов”, законы, связанные с таможенными пошлинами, со статусом свободной экономической зоны и т. д.

Объемы ассигнований из федерального бюджета на следующий год еще не определены, но уже сейчас есть основания полагать, что они будут невелики. Поэтому прозвучало предложение основным направлением финансирования экономики Дальнего Востока определить формирование благоприятного инвестиционного климата и на этой основе привлекать больше российских и зарубежных заемных средств под гарантии региональных и федеральных органов власти.

Однако бесцеремонное вмешательство правительственных чиновников в дела Приморья аукается нашей экономике. Зачастую иностранных инвесторов останавливает от вложения средств в перспективные проекты именно политическая нестабильность в крае. На парламентских слушаниях еще яснее стало видно, что “приморская проблема” раздута искусственно.

Выступивший на слушаниях председатель краевой думы Николай Литвинов сказал о том, что Приморье, отправившее за прошлый год 106 процентов налогов в бюджет России, обратно не получает ничего, и потребовал оставлять в крае хотя бы небольшую часть этих средств - и тогда мы сами сможем позаботиться о развитии Приморья.

Был также поднят вопрос о льготах территориям, приравненным к северным. Правительство делает упорные попытки лишить нас того минимума льгот, которые позволяют жителям самых “трудных” районов хоть как-то продержаться, причем Приморский край в этом смысле в особой немилости у Москвы. На рассмотрение депутатам представлены 2 варианта: 1-й - ограничить “льготные” территории 60-й параллелью, то есть, по сути дела, оставить этот статус только Крайнему Северу. 2-й вариант предполагает районирование, то есть индивидуальное рассмотрение условий каждого района, претендующего на “северные” льготы.

Территории, которые мы приравниваем к северным, сегодня получают новое название - зоны с дискомфортными условиями проживания. Хотя мне кажется, что от изменения формулировки суть не меняется. Недавно проведенные расчеты подтвердили уже известное - к районам дискомфортной зоны Севера России отнесены Тернейский, Красноармейский, Кавалеровский, Ольгинский, Дальнегорский. Наши депутаты обещали отстоять интересы “северян” в рабочих комитетах. Сразу после депутатских каникул мы снова соберемся, чтобы обсудить проблемы уже не дальневосточные, а чисто “северные”. Северяне разрабатывают конкретные предложения, основанные на местных условиях.

Обсуждался на слушаниях и вопрос о снабжении продовольствием севера и приравненных к нему районов - это тоже очень важная проблема. Только 2 приморских района - Красноармейский и Тернейский попали в число снабжаемых по предварительному завозу. Но все же на 1997 год могут быть заложены средства на кассовый разрыв, на льготные кредиты, если совместно с краевым комитетом по “северам” поработать в министерстве финансов. Иначе наша торговля не выдержит и развалится окончательно. Уже сегодня в северных районах края розница для крупных торговых предприятий невыгодна, они вместо того, чтобы создавать здоровую конкуренцию “челнокам” и давать потребителю возможность выбора, поневоле переходят на оптовую форму, торговля на “северах” становится все более “челночной”.

Участники парламентских слушаний выработали рекомендации о ходе реализации программы, где отмечено общегосударственное значение Дальнего Востока и Забайкалья, масштабность и острота социально-экономических проблем, экстремальность условий, в которых работают промышленные предприятия в связи с жесткими ограничениями поставок электроэнергии, неудовлетворительное финансирование программы. Было подчеркнуто, что регион должен получить особый статус, развиваться как особая социально- и экономико-географическая зона, требующая учета специфических условий, только тогда он сможет выйти из тяжелого положения.

Участники обратились в правительство РФ с просьбой рассмотреть на заседании комиссии по оперативным вопросам ход реализации программы и усилить за ним контроль, а также поддержать инициативу комитета по проблемам Севера по подготовке федерального закона “О государственной поддержке социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья”.

Главное место в рекомендациях занимают предложения, связанные с улучшением энергоснабжения региона, в частности со снижениями тарифов на электроэнергию для Дальнего Востока и Забайкалья до уровня среднероссийских на 2 года за счет повышения тарифов для остальных районов страны с компенсацией через оптовый рынок электроэнергии, восстановление оборотных средств энергоснабжающих предприятий за счет снижения НДС, выделения льготного кредита, отнесения на внутренний государственный долг взятые энергокредиты и т. д. Рекомендовано также форсировать строительство Бурейской ГЭС, ГЭС на Камчатке, геотермальных электростанций на Камчатке и Курилах, ветроэлектростанций на Сахалине и Курилах, на побережье Японского и Охотского морей, выделить средства на строительство АЭС в Хабаровском и Приморском краях, ускорить принятие закона о разделе продукции по нефтяным месторождениям шельфа Сахалина. Есть рекомендации, касающиеся снижения тарифов на железнодорожные перевозки топлива и другой продукции, произведенной в России, до среднероссийских.

Депутаты решили взять под контроль выполнение программы и намерены вернуться к этому вопросу через год.

Автор: Ирина ГЛАДКИХ, “Владивосток”