Высокая песнь

Спектакль еще не начался, а с занавеса на входящих в зрительный зал смотрят лица со старых фронтовых фотографий. А потом пронзят сердца простые и страшные слова своеобразного эпиграфа: «Если каждого человека, погибшего на войне, почтить минутой молчания, страна будет молчать 38 лет…».

31 май 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1759 от 31 май 2005

О рядовых Победы

Спектакль еще не начался, а с занавеса на входящих в зрительный зал смотрят лица со старых фронтовых фотографий. А потом пронзят сердца простые и страшные слова своеобразного эпиграфа: «Если каждого человека, погибшего на войне, почтить минутой молчания, страна будет молчать 38 лет…».

Эта высокая щемящая нота, заданная в самом начале, станет камертоном мощного спектакля «Рядовые» по пьесе Алексея Дударева, который академический театр им. Горького посвятил 60-летию Победы.

Кое-что сохранилось в памяти от «Рядовых», поставленных Ефимом Звеняцким ровно 20 лет назад. Это было сильное зрелище с прекрасными актерскими работами. Новый спектакль иной, он суровее, полемичнее, острее. Все мы, и театр в том числе, узнали за прошедшие годы много нового о страшной войне и о цене Победы. Все мы стали мудрее, грубее, жестче.

К чести постановщика Ефима Звеняцкого надо сказать, что спектакль с напряженными драматическими судьбами героев начисто лишен сентиментальности, красивой фальши, патоки квасного патриотизма. Он неожиданно сочетает в себе суровую правду войны, в которой все рядовые – от солдата до маршала, с высоким романтизмом подвига и героики.

Погибает накануне победы старшина Дугин, и падают, падают в ночной тишине на израненную землю пушистые майские звезды…

А в финале замрет победивший уставший солдат в самой житейской негероической позе, выйдут по очереди все участники «Рядовых» и «Эшелона» (это первая часть дилогии, посвященной Дню Победы), и поставят вдовы солдат по жестяной кружке, накрытой черным куском фронтовой пайки хлеба. И грохот разрывов и плач перекроет мощная трагическая музыка Победы (музыкальное оформление Владимира Смирнова).

О подобных ярких, образных, эмоциональных находках в спектакле можно говорить и говорить. И в этом главная заслуга режиссера Александра Запорожца, постановщика Ефима Звеняцкого и художника Владимира Колтунова.

Лишний раз радостно убедиться в силе и высоком профессионализме труппы академического театра. Причем это относится как к актерам старшего поколения, так и к молодому пополнению.

Романтическое звучание придает спектаклю одухотворенное исполнение роли Дугина Александром Славским. В его герое - высокая страсть и интеллигентность, командирский талант и человеческая мудрость. Его авторитет у взвода выстрадан и более чем заслужен.

Прочен, сдержан внешне и трагичен Дервоед в исполнении Владимира Сергиякова. В нем есть национальная основа, он прост в самом высоком понимании слова. Этот воин-богатырь с белой как снег головой олицетворяет  боль и чудовищную несправедливость войны: он, мужик, жив, а жена и маленький сынок-кровиночка Василек погибли на его глазах мученической смертью.

Философски мудр, глубок и как-то не по-фронтовому спокоен Соляник у Николая Тимошенко. Ничто не поколебало у этого солдата истинную веру в Спасителя. Он и смерть свою воспринимает, как искупление за грехи.

Вровень с «аксакалами» стоят и молодые. Опаленным навечно войной, хлебнувшим от нее «по самые ноздри», с сердцем, словно выжженная пустыня, играет молодого по возрасту, но старого по знанию Буштеца талантливый Андрей Соломонов. Из всех чувств, кажется, у него осталась лишь глухая ненависть. С такой пустой страшной душой жить нельзя, он и погибает нелепо, глупо.

А рядом длинный, нескладный, трогательный Одуванчик в исполнении Ивана Исьянова. Ему, как и старшим однополчанам-рядовым, тоже досталось  немало. Но не очерствела душа его, великие тяготы не уничтожили в нем чистоты, детскости. Чего стоят его любовь к сладкому или страх перед грозой.

Обычно в пьесах, подобных «Рядовым», выделяется особо какой-то яркий исполнитель, неизбежно выводящий своего персонажа на первый план. В спектакле горьковчан нет главного героя – истинными героями становятся все, о ком шла речь выше.

Драма Дударева мужская, женщины не стоят в центре происходящих событий. Но и все актрисы работают на достойном уровне. Как всегда, находит точный эмоциональный рисунок Надежда Айзенберг - исполнительница роли освободившейся из плена полусумасшедшей женщины. Она играла ее и 20 лет назад. А рядом с ней молодая Люська Светланы Салахутдиновой, которая живет напряженной внутренней жизнью. Красивая актриса не боится выглядеть нелепо-страшной в жутких ботинках, сером лагерном тряпье.

Красива, полна внутреннего достоинства и огромной любви к мужу военврач Вера у Ларисы Белобровой. Когда есть такая жена, понятно, что последние слова, мысли, вздохи умирающего Дугина посвящены именно ей.

Непривычно строга и сдержанна санитарка Лида в исполнении Марины Волковой. О женских прелестях Лиды ходят среди мужиков не самые лестные слухи, на сцене привычно изображают этакую разбитную деваху, а эта Лида скромна и как-то тиха внутренне.

Вот такие актерские удачи, такие открытия ждут зрителей. Наконец-то искренне и по полному праву можно поздравить академический театр им. Горького с премьерой, с творческой победой.

Автор: Галина ОСТРОВСКАЯ, специально для «В»