Развязка транспортного узла

В больших российских мегаполисах транспортные проблемы власти на местах решают по-разному. Где-то получается лучше, где-то хуже. Если говорить о Владивостоке, то по большому счету вопросов, которые в этой сфере необходимо решать, много! Но, может, стоит воспользоваться положительным опытом других городов?

26 май 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1757 от 26 май 2005

Опыт других городов будет полезен Владивостоку

В больших российских мегаполисах транспортные проблемы власти на местах решают по-разному. Где-то получается лучше, где-то хуже. Если говорить о Владивостоке, то по большому счету вопросов, которые в этой сфере необходимо решать, много! Но, может, стоит воспользоваться положительным опытом других городов?

На одном из последних селекторных совещаний на уровне первого заместителя председателя правительства России Александра Жукова и министра транспорта Игоря Левитина в пример другим городам привели Омск, где на развитие муниципального транспорта в этом году выделено более 300 миллионов рублей. По телефону прямо из редакции «В» мы решили связаться с первым заместителем начальника транспортного департамента омской мэрии Олегом Осинским, чтобы, как говорится, из первых уст узнать…

А как у вас?

Олег Иванович звонку ничуть не удивился. Более того, поведал, что буквально за полчаса до нас общался с начальником транспортного управления администрации Владивостока Василием Наломой и речь шла примерно о том же… Так что мы не оказались первопроходцами.

На сегодняшний день Омск, где проживает более миллиона жителей, обслуживают 1208 муниципальных автобусов, 219 троллейбусов и 116 трамваев. Понятие коммерческого транспорта относится к так называемым микроавтобусам - «газелям», которых в городе около 2800 единиц. По-другому их называют маршрутными такси. Плата за проезд в муниципальном транспорте везде одинаковая - пять рублей. В маршрутках колеблется от пяти до восьми рублей в зависимости от длины маршрута и спроса на перевозки. Причем «потолок» в восемь рублей установлен правительством Омской области, и «прыгнуть» выше него водители не имеют права. Льготных категорий пассажиров в Омске - 64(!). 50 процентов за проезд в муниципальном транспорте платят пенсионеры - не ветераны и студенты. Школьники - 70 копеек. Остальные льготники не платят вообще и ездят по своим удостоверениям, за что транспортные предприятия получают дотации из федерального и областного бюджетов в размере около 265 миллионов рублей в год.

Последний раз автопарк муниципального транспорта здесь обновлялся в 1998 году. Причем обновлялся полностью. В тот год с омских улиц окончательно исчезли отечественные автобусы-развалюхи и легендарные венгерские «Икарусы». И на смену им пришли абсолютно новые немецкие автобусы-красавцы марки «Мерседес» и чешские «Каросы». К слову, «Мерседесы» здесь подразделяются на два вида: очень большие («гармошки»), вместимостью 300 мест, и просто большие, на 150 мест. В салонах городских автобусов - идеальная чистота и порядок, хотя вандалов и отморозков разного толка, желающих развлечься «фигурным вырезанием по коже», хватает с избытком. Так что водители и кондукторы должны быть постоянно начеку. Кстати, билетер с кожаной сумкой на ремне в каждом автобусе - явление обязательное. Причем кондуктор не только берет плату за проезд, но и продает месячные проездные удостоверения. Большинство омичей ездит исключительно по проездным - так выгодней! Каждую остановку водители объявляют пассажирам по громкой связи, это их обязанность. А вот радиотрансляция в автобусных салонах строго запрещена, водитель не должен отвлекаться даже на музыку. Про курение вообще речи нет - сразу уволят.

Под контролем спутника

Начиная с 1998 года, муниципальный транспорт в Омске практически не обновлялся. И на сегодняшний день изношенность автобусов составляет 42 процента, троллейбусов - 70 процентов, трамваев - 30. В связи с этим правительством области было принято решение о приобретении уже летом этого года 300 новых автобусов, 17 троллейбусов и двух трамваев. В Омске - шесть автобусных предприятий, два троллейбусных и одно трамвайное (естественно, муниципальные), которые в глобальных планах предполагается объединить в одну большую совместную транспортную компанию. В уставном капитале вклад омской мэрии составит 51 процент. Остальные 49 процентов отойдут инвестору проекта - крупнейшей транспортной фирме в России «Русский автобус». В ближайших же планах - выдворение из центра города на задворки «газелей» и заполнение образовавшейся транспортной ниши новыми большими автобусами. По словам Олега Осинского, это довольно сложная задача, но она вполне осуществима. Конкурировать с более дешевыми большими автобусами дорогие маршрутки не смогут по определению.

А еще в Омске существует автоматизированная система диспетчерского управления, позволяющая вести оперативный учет выпуска пассажирского транспорта на линии. Суть ее заключается в следующем: допустим, автобус подходит к остановке, и автоматически на центральном диспетчерском пульте фиксируется время прибытия и отбытия транспорта с остановки. Такая система, естественно, во многом дисциплинирует водителей в плане выдерживания расписания с точностью до плюс-минус трех минут. В случае нарушения графика водителя наказывают лишением премии.

В перспективе омские власти планируют ввести так называемую маячковую систему управления, как в Москве, Ярославле и Екатеринбурге. В этих городах на каждом автобусе закреплен специальный маячок, сигнал которого принимает спутник из космоса. То есть в любой момент известно, где находится та или иная транспортная единица. Наверное, для Владивостока такое ноу-хау вообще может показаться фантастикой, потому как стоимость маячковой системы тоже фантастическая - 21 млн. рублей! Тем не менее, как уверяют специалисты, все затраты очень быстро окупаются...

Проблемы есть, но...

Как, собственно, и в других российских городах, транспортная сфера в Омске является дотационной. И, пожалуй, это главная проблема. В Омске упорно ходят слухи о том, что плата за проезд вот-вот поднимется. Сначала жители предполагали - с Нового года, потом - с марта. Теперь говорят о начале лета. Слухи слухами, но, как рассказал Олег Осинский, правительство области действительно готовится рассмотреть вопрос о повышении стоимости проезда. А в том, что такое случится до конца этого года, никто из омичей не сомневается.

Грубость водителей в Омске - явление не такое частое, как во Владивостоке, тем не менее, как говорят, имеет место быть. К примеру, за прошлый год в транспортный департамент омской мэрии поступило 360 жалоб от горожан на водителей-хамов. В среднем по 30 в месяц. Узнать телефон доверия, по которому можно позвонить и пожаловаться, пассажиры могут из так называемого уголка пассажира, имеющегося в каждом автобусе, троллейбусе и трамвае. Если факты подтверждаются, водителей наказывают рублем. Самое жесткое наказание - лишение 50 процентов заработной платы. Кстати, зарабатывают водители в Омске максимум семь тысяч рублей. На мой вопрос: а сколько «по-черному»? - Олег Осинский даже несколько обиделся и сказал, что такого понятия на омском муниципальном транспорте не существует. Вся зарплата исключительно «белая». Причем семь тысяч в Омске считаются приличным заработком, потому как цены на продукты там одни из самых низких по России. Судите сами: хлеб «Подольский» - 6 рублей, литровый пакет молока - 12 рублей, килограмм «Докторской» - 80 рублей…

Но вернемся к транспорту... При наличии проблем, о которых рассказал Олег Осинский, на себе горожане их практически не ощущают. Уехать из любой точки города, растянувшегося почти на сорок километров вдоль реки Иртыш, абсолютно не составляет труда ни днем, ни ночью. И что примечательно, на остановках общественного транспорта в Омске никогда не бывает скопления народа. Максимальное время ожидания здесь - пять минут…

На связи - Благовещенск

В сравнительно небольшом по населению (чуть больше 200 тысяч жителей) Благовещенске проблемы с транспортом совершенно иного толка.

Как рассказал начальник управления по организации транспортного обслуживания населения администрации Благовещенска Олег Авдеев, по дорогам города сегодня «бегают» 130 муниципальных автобусов и 30 троллейбусов. А вот коммерческих единиц транспорта, к которым относятся и маршрутные такси (микроавтобусы вместимостью до 15 пассажирских мест), здесь 670. В сумме всех автобусов получается даже больше, чем во Владивостоке с почти шестисоттысячным населением (это по официальным данным). В общем, с количеством общественного транспорта в Благовещенске проблем нет. Проблема в другом - его переизбытке. Переизбыток и транспортных фирм - 365 (для сравнения: во Владивостоке - 23). В связи с этим администрация Амурской области приняла решение о проведении с 14 июля конкурса автоперевозчиков, по итогам которого обслуживать благовещенский пассажиропоток останутся только самые достойные транспортные компании. Плата за проезд в троллейбусах и больших автобусах - шесть рублей, в маршрутных такси - от восьми до десяти рублей. В соответствии с постановлениями местной администрации в Благовещенске существуют четыре категории льготных пассажиров. Но всеми положенными льготами пользуются и льготники федерального значения. А вот для школьников предусмотрены проездные билеты «со скидкой». Тип транспортного средства, которому отдает предпочтение городская администрация, - корейские и японские автобусы городского типа с «обязательными сертификатами одобрения». К сожалению, разъяснения, что означает этот «одобрямс», добиться у уважаемого Олега Геннадьевича мы так и не смогли.

Водителям в благовещенских автобусах слушать музыку разрешается. На хамов-перевозчиков люди жалуются, но статистики - сколько и за какой промежуток времени поступило сигналов - не ведется. Наказывают грубиянов штрафными санкциями, вплоть до расторжения договоров.

Забастовка водителей, подобная владивостокской образца 1 февраля сего года, по словам Олега Авдеева, благовещенцам не грозит, потому как цена за проезд и число льготников устраивает как городскую власть, так и перевозчиков. В этом плане, «ситуация под контролем». Ну а горожанам тоже вроде не на что сетовать. При таком обилии общественного транспорта максимальное время ожидания на остановках - те же пять минут, как в Омске.

Хабаровск. Здесь ходят самые дорогие автобусыХабаровск: долой неформат

А вот хабаровским водителям с конца марта этого года запрещено включать в салонах любую громкую музыку. Одновременно полный запрет введен на прослушивание «блатняка», а также иных песен, содержащих ненормативную лексику, «оскорбляющую вкусы пассажиров». По мнению городской администрации, принявшей столь неординарное решение, «прослушивание неформатной музыки отвлекает от соблюдения правил дорожного движения».

Инициатором введения музыкальной цензуры стало управление транспорта городской администрации. Кстати, документ, ограничивающий прослушивание некоторых музыкальных произведений, не предлагает конкретного списка запрещенных песен. В нем лишь указано, что во время перевозки пассажиров «запрещено включать песни, содержащие ненормативную лексику или оскорбляющие вкусы пассажиров». Ну, а в роли бдительных контролеров, по мнению городских властей, должны выступать сами пассажиры. Мера ответственности за нарушение запрета, говорят, стала предметом активного обсуждения среди водителей маршруток. Дело в том, что этой осенью в Хабаровске должен состояться очередной конкурс на получение маршрутов владельцами коммерческого транспорта. И самые «хлебные» маршруты мэрия предполагает распределить среди тех перевозчиков, которые за это время наберут наименьшее количество штрафных баллов. Между тем решение ввести музыкальную цензуру может значительно понизить шансы коммерсантов на получение выгодных маршрутов в следующем сезоне, потому как одна жалоба пассажира в письменной форме обойдется хозяину коммерческого автобуса в четыре штрафных балла, а за десять подобных заявлений можно вообще лишиться лицензии.

В работе на маршрутной сети города администрация Хабаровска отдает предпочтение бывшим в употреблении автобусам большой вместимости, южнокорейского производства марки DAEWOO. Прежде всего, это связано с их надежностью в эксплуатации, прочностью кузова, доступной ремонтной базой. Стоимость одного корейского автобуса - 420 тысяч рублей, тогда как отечественного - более 2 млн.

Владивосток. Нет автомобиля? Жди автобус!А вот платят за проезд в муниципальном транспорте хабаровчане 9 рублей, в коммерческом - 10. Но учитывая то, что в Хабаровске приветствуются длинные маршруты, из одного конца города в другой можно спокойно доехать без пересадок за 9 рублей.

Развитие транспортной отрасли в Хабаровске городские власти связывают прежде всего с развитием электротранспорта и реконструкцией дорожной сети. Предполагается строительство новых троллейбусных линий по улице Ленина, Серышева, Пионерской в сторону Южного микрорайона, по улице Большой в Северный микрорайон, а также насыщение уже построенных троллейбусных линий подвижным составом. Но это - перспектива на ближайшие годы, потому как городской бюджет не имеет возможности профинансировать данную перспективу…

P. S. Исходя из данных, предоставленных транспортными управлениями Хабаровска, Благовещенска, Омска и Владивостока, видно, что на тысячу жителей городского населения меньше всего единиц общественного транспорта приходится на Владивосток - 1,4, больше всего на Омск - 3,8. Тем не менее на наш город было бы некорректно примерять «общую кальку», потому как Владивосток по количеству личного автотранспорта не вписывается в среднероссийские стандарты. Допустим, в том же Омске или Благовещенске на 1000 жителей приходится около 200 личных автомобилей. Во Владивостоке же - более 500. То есть практически каждая владивостокская семья предпочитает личный транспорт общественному. Тем не менее проблема общественного транспорта во Владивостоке существует. Но, согласитесь, куда более остро стоит проблема состояния дорожной сети…

Автор: Алла РУДЕНКОВА, «Владивосток»