Ворота на Дальний Восток
Говорят, в своем глазу бревна не видишь. А еще говорят, что жить стало лучше, работать безопасней, вот и иностранцы к нам пошли… На I Международной туристической конференции корр. «В» удалось побеседовать с директором туристической компании «Эксплойер-Камчатка», американкой Мартой Мэдсен. Наш разговор о том, как работается иностранным бизнесменам в России и какие «бревна» можно увидеть в российском туристическом бизнесе.
Так выглядит Владивосток в глазах иностранцев
Говорят, в своем глазу бревна не видишь. А еще говорят, что жить стало лучше, работать безопасней, вот и иностранцы к нам пошли… На I Международной туристической конференции корр. «В» удалось побеседовать с директором туристической компании «Эксплойер-Камчатка», американкой Мартой Мэдсен. Наш разговор о том, как работается иностранным бизнесменам в России и какие «бревна» можно увидеть в российском туристическом бизнесе.
- Госпожа Мэдсен, как получилось, что вы стали заниматься бизнесом в России, тем более на ее периферии - Камчатке?
- На Аляске, откуда я родом, и потом в России я занималась общественной деятельностью - разрабатывала культурные и образовательные программы. Когда в 1990-х культура в России практически не финансировалась, мне захотелось помочь. В 1995 году я оказалась на Камчатке по грантовой программе фонда «Евразия». А в 1997 году получила приглашение от компании «Елизово-турсервис», где проработала три года менеджером - организовывала туры, привлекала иностранных туристов. Потом решила открыть свою фирму…
- Не страшно было начинать свое дело, ведь у России был не самый лучший имидж после перестроечного десятилетия?
- Нет, не страшно. Ведь я открыла компанию не на пустом месте. У меня был определенный опыт в этой сфере, были друзья. И вообще ксенофобией никогда не страдала. У Камчатки и Аляски общая история, на моей родине сохранилось много русских названий, русские поселения…
- В чем особенность российского бизнеса?
- Мне не с чем сравнивать, у меня до этого не было опыта. Но на этапе становления были неудачи. Из-за непонимания. Я уяснила для себя одно: любые отношения с партнерами необходимо закреплять официально, словам верить нельзя.
- Вы выбрали нелегкий путь - туризм не назовешь сверхприбыльным и легким бизнесом…
- Да, у меня маленький бизнес и большие трудности. Страна сильно изменилась за пять лет, и нельзя сказать, что в лучшую сторону. С Камчатки уезжает местное население - в основном по двум причинам: дорого и холодно. Приведу пример из своей деятельности. Раньше прокат вертолета на час стоил 350-400 долларов, сейчас - около 1300 долларов, при том что зарплаты остались практически теми же. Постоянно меняется законодательная база, что тоже мешает нормальному развитию отрасли. Конечно, я ищу новые пути. Вот хочу организовать туры, которые требуют минимальных транспортных затрат, - пешеходные.
- Какие изменения произошли в отрасли, на ваш взгляд? По статистическим данным - сплошь положительная динамика…
- Я не скажу так. Год на год не приходится. Вот в этом году я ожидаю уменьшения туристического потока. Ведь рынок меняется, и не от нас зависит его развитие. Терроризм, природные катаклизмы, как бы мы ни хотели, влияют на спрос.
- Вам помогает или мешает то, что вы - американка?
- Конечно, с помощью своих связей я привлекаю американских туристов, гарантируя качественное обслуживание и те стандарты, к которым привыкли мои соотечественники. Но административные барьеры всегда преследуют. В России сложно заниматься бизнесом. Если крупные корпорации довольно успешны, то малому, семейному бизнесу в России очень тяжело.
- А как живется в России?
- Я была очень наивна, думая, что смогу привыкнуть. И дело не в том, что это Россия, будь это Испания, ощущение было бы то же, наверное. Просто я другая, думаю по-другому…
- А первое впечатление, когда вы спустились с трапа самолета на российскую землю?
- Холодно. Но народ очень дружелюбный. Совершенно незнакомые люди в аэропорту легко отзывались и помогали.
- Где учили язык?
- В университете на Аляске. И до сих пор учу. Хотя думаю уже по-русски.
- Как вы оцениваете приморский туристический потенциал?
- Я была в вашем городе восемь лет назад, зимой. В этот раз еще не успела его посмотреть. Но знаю, что Владивосток имеет гораздо больший потенциал, чем Камчатка, в плане туристической инфраструктуры - транспорта и дорог, гостиниц и ресторанов. Владивосток - это ворота на Дальний Восток России.
Автор: Татьяна КУЛИКОВА (фото автора), «Владивосток»