Цепная реакция
В министерстве обороны и Федеральном агентстве по промышленности решается вопрос о создании на Дальнем Востоке центра по ремонту военной техники Тихоокеанского флота. Предполагается, что головным предприятием центра станет завод «Звезда» - одно из немногих крупных предприятий, сохранивших свой государственный статус. Эта информация получена из первых рук – от директора завода Юрия Шульгана. При этом по Большому Камню, где расположена «Звезда», и по всему краю, как цепная реакция, распространяются слухи, что завод приватизируется, что он уже поделен на части.
«Звезда» сохраняет свой статус
В министерстве обороны и Федеральном агентстве по промышленности решается вопрос о создании на Дальнем Востоке центра по ремонту военной техники Тихоокеанского флота. Предполагается, что головным предприятием центра станет завод «Звезда» - одно из немногих крупных предприятий, сохранивших свой государственный статус. Эта информация получена из первых рук – от директора завода Юрия Шульгана. При этом по Большому Камню, где расположена «Звезда», и по всему краю, как цепная реакция, распространяются слухи, что завод приватизируется, что он уже поделен на части.
- Я слышал, мне даже «кусок» нарезали – комплекс по утилизации на Северном молу, - рассказал журналистам на пресс-конференции Юрий Петрович. – Но эти слухи не имеют под собой почвы. «Звезда» продолжает выполнять важную государственную задачу – ремонт атомных подводных лодок, и впредь это останется главным ее предназначением. Хочу напомнить, что нам первыми в России было доверено ремонтировать атомную подводную лодку третьего поколения. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Святой Георгий Победоносец» сейчас успешно несет боевую службу (лучшим подтверждением этого стал проведенный пуск баллистических ракет с точным попаданием в точку прицеливания). Прежде всего именно за этот оборонный заказ и досрочную сдачу крейсера Военно-Морскому флоту большая группа работников завода «Звезда» - 20 человек! - была награждена государственными наградами.
У нас на заводе находится тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев». В настоящее время на нем производится выгрузка активных зон реакторов. До нас подобную работу еще никто не выполнял.
- Распространяется еще один слух – о возможной утилизации на «Звезде» печально известной подводной лодки, пережившей аварию в Чажме…
- Утилизация этой лодки без применения автоматизированных роботов и разработки специальных технологий невозможна. На АПЛ № 175 даже сейчас, когда прошло 20 лет после аварии, очень высокие уровни излучения. А вот аварийная подводная лодка, где ЧП случилось в 1979 году, действительно утилизируется сейчас на нашем заводе. Радиационная обстановка здесь была не настолько опасная, чтобы нельзя было провести эти работы. Мы целый год готовились к буксировке лодки на предприятие, готовили для нее специальные понтоны, соответствующую оснастку, и транспортировка прошла безаварийно. Сейчас уже вырезан трехотсечный блок, который включает реакторный отсек. С выгрузкой из реактора отработавшего ядерного топлива много проблем, но они решаются. Оконечности АПЛ утилизируются на стапелях.
Надо сказать, что и другие лодки, которые слишком долго находятся в отстое, доставляют очень много хлопот с транспортировкой на завод. На Севере уже был случай, когда по пути на утилизацию АПЛ затонула. Чтобы этого не случилось, нужно обеспечить герметичность не только корпуса в целом, но и каждого его отсека в отдельности. Наши специалисты выезжают к месту базирования объекта, тщательно готовят его к переходу. Получается: прежде чем утилизировать, нужно лодку сначала частично отремонтировать. И чем больше проходит времени, тем более дорогостоящие подготовительные работы надо проводить. С каждым годом подлодки все труднее поддерживать на плаву и содержать в безопасном состоянии.
В прошлом году без всяких инцидентов мы перевели на завод несколько АПЛ.
- Уже завершена утилизация выведенных из боевого состава флота стратегических АПЛ по программе совместного снижения угрозы с Соединенными Штатами Америки?
- Практически да. На Камчатке при нашем участии утилизируется последняя подлодка по контракту с Минобороны США. Теперь на повестке дня – утилизация построенных гораздо раньше многоцелевых АПЛ. В прошлом году по программе «Глобальное партнерство» демонтаж первого атомохода класса «Виктор-III» профинансировала японская сторона. Ожидается подписание контракта с правительством Японии на утилизацию еще нескольких АПЛ.
Всего наш завод утилизировал уже 30 атомных подводных лодок.
- На заводе создан хорошо оснащенный производственный комплекс по утилизации. Какие объекты осталось достроить?
- Чтобы комплекс был полностью завершен, осталось достроить два объекта. Сейчас за счет средств федерального бюджета создается участок по ремонту оборудования, с помощью которого выгружается отработавшее ядерное топливо. В решении второй проблемы – модернизации участка железной дороги от Смоляниново до Большого Камня – тоже наметился сдвиг. Думаю, уже в этом году железная дорога приступит к реконструкции. В итоге появится возможность вывозить с завода отработавшее ядерное топливо специально оборудованным эшелоном.
- Повышенный интерес к вашему предприятию всегда проявляли международные экологические организации. Какие проверки были в последнее время?
- Острого интереса к нам уже нет. Последний раз представители Международного агентства по атомной энергии МАГАТЭ были года три назад. И убедились, что у нас обстановка на порядок лучше, чем в Баренцевом море, где базируется Северный флот. Они вообще по-доброму недоумевали: «И зачем мы к вам приехали?».
Но главное – не в отдельных проверках. Завод находится под перекрестным контролем Гос-атомнадзора, Управления ядерной и радиационной безопасности госнадзора министерства обороны и госсанэпиднадзора (Федерального медико-биологического агентства человека). Представительства этих организаций работают на предприятии на постоянной основе и осуществляют контроль не только на конечной стадии, но и на всем протяжении технологических процессов. Кроме того, контроль осуществляет заводской отдел радиационной безопасности, лаборатория которого каждый год подтверждает свою аккредитацию Госстандарта РФ.
- Говорят, во избежание ЧП на производстве все работники завода на проходной «дышат в трубочку»?
- Ну, чтобы все… Нет, конечно. А вот когда наши специалисты готовятся к выгрузке активных зон реакторов, то они перед каждой сменой проходят медицинский осмотр и психологическое обследование.
- Судя по тому, что «Звезда» строит самые большие рыболовные суда в Приморском крае, гражданских забот у предприятия тоже хватает?
- Завод за свою историю отремонтировал 370 гражданских судов различных типов и назначения. Первенцем гражданского судостроения стал для нас ПТР «Курильское озеро». Потом мы построили СТМ «Валерий Маслаков», в прошлом году спустили на воду сборщик льяльных и сточных вод «Аргус», построенный по заказу морской администрации порта Восточного. В мае состоится закладка первого рыболовного сейнера «РС-450».
Однако завод выполняет и многие другие работы - начиная с изготовления мебели и заканчивая участием в масштабных сахалинских проектах. К примеру, освоили ремонт карьерных тепловозов для ЛуТЭКа. За эту работу в крае никто не брался. Восстановленный тепловоз уже второй год работает без замечаний, теперь ремонтируем второй.
- Юрий Петрович, если уж говорить о слухах, то ходит еще один – будто бы с вами не подписан контракт…
- Приказом Федерального агентства по промышленности, в структуру которого входит завод «Звезда», контракт со мной продлен на очередные три года. Документ был подписан руководителем агентства Б. C. Алешиным еще 25 января.
* * *
Справка «В»
За 50 лет существования завода «Звезда» здесь отремонтированы, модернизированы и переоборудованы 638 боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ, 65 подводных лодок, в том числе 52 – с ядерными энергетическими установками.
* * *
На заводе «Звезда» создан уникальный комплекс по выгрузке отработавшего ядерного топлива, переработке радиоактивных отходов и утилизации АПЛ, обеспечивающий ядерную, радиационную, экологическую безопасность и физическую защиту ядерных материалов, отвечающий российским и международным нормам. На «Звезде» впервые в промышленности страны проведены полномасштабные государственные межведомственные испытания по выгрузке отработавшего ядерного топлива из реакторов АПЛ.
Автор: Надежда БРАЖИНА, «Владивосток», фото из архива «В»