Альтернативы просто нет

Несмотря на правительственное решение сделать конечной точкой нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан бухту Перевозную, на самых разных уровнях продолжаются дискуссии о правомерности этого выбора. Надо отдать должное оппонентам, которые не просто возражают против строительства нефтепорта в Перевозной, а предлагают альтернативные варианты - в Находке, Восточном порту, Ванино, Совгавани и пр.

19 май 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1753 от 19 май 2005

Перевозная - идеальный вариант

Несмотря на правительственное решение сделать конечной точкой нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан бухту Перевозную, на самых разных уровнях продолжаются дискуссии о правомерности этого выбора. Надо отдать должное оппонентам, которые не просто возражают против строительства нефтепорта в Перевозной, а предлагают альтернативные варианты - в Находке, Восточном порту, Ванино, Совгавани и пр.

Но то ли не знают они, то ли специально вводят в заблуждение широкую общественность, что еще задолго до начала проектирования все эти варианты очень внимательно рассматривались. Северные дальневосточные порты были отвергнуты сразу же из-за неблагоприятной ледовой обстановки. А альтернативные варианты на юге Приморья со временем отпали как не отвечающие современным требованиям экологии, безопасности мореплавания, а также из-за несоответствующего рельефа местности.

Давайте подробнее рассмотрим наиболее часто предлагаемый вариант конечной точки нефтепровода в бухте Врангеля (залив Находка) и сравним его с Перевозной.

Во-первых, от Хабаровска до Перевозной трасса нефтепровода пройдет в основном по равнине, а до Врангеля - почти на треть по горному рельефу, к тому же по неосвоенному району, где сохранилась в первозданном виде Уссурийская тайга. Здесь, естественно, потребуются дополнительные насосные станции, дополнительные затраты на преодоление высокогорья, что затянет и удорожит строительство.

Во-вторых, в районе Перевозной рельеф площадки равнинный, растительность редкая, то есть затраты на образование территории будут минимальные. Во Врангеле же  рельеф горный. И для размещения резервуаров и припортовых объектов придется переместить около 100 млн. кубометров скального грунта. Затраты составят около 1,5 млрд. долларов.

Теперь что касается акватории. Неоспоримые плюсы залива Находка в том, что в нем высокая степень контроля за безопасностью стоянки и движения судов, а также короткий путь из открытого моря в порт и обратно. Вот, пожалуй, и все.

А вот минусов куда больше. Во-первых, эта акватория сильно перегружена из-за интенсивного движения судов - как-никак здесь располагаются четыре крупных порта. Во-вторых, придется сделать якорную стоянку для супертанкеров на месте нынешнего радиодевиационного полигона, а его построить в другом месте. Кстати, организация якорных стоянок вне пределов залива Находка невозможна вследствие больших глубин (80 и более метров вблизи берега). В-третьих, что очень важно, и якорные стоянки, и даже сам терминал будут недостаточно защищены от зыби и южных и юго-западных ветров. В-четвертых, и это, пожалуй, один из главных минусов размещения нефтепорта в районе Врангеля, потребуется полное изменение схемы организации движения судов в порт Восточный, создание новых фарватеров и серьезная переработка правил плавания судов в заливе Находка. Мы уже не говорим о том, что непосредственно в зоне строительства выращивается марикультура и проходит подводный кабель.

Перевозная на этом фоне выглядит не просто предпочтительней, а почти идеально. Сам терминал хорошо укрыт от преобладающих ветров и волнения. Интенсивность движения судов незначительна. Обширная акватория, на которой могут стоять и свободно маневрировать суда водоизмещением 100 и более тыс. тонн, хорошо защищена. Контроль за безопасностью стоянки и движением судов осуществляют четыре БРЛС. К тому же не придется корректировать правила движения судов в центральной и юго-западной частях залива Петра Великого.

Отрицательный фактор у Перевозной лишь один - вблизи входа судов в Амурский залив находится несколько островов, стесняющих движение крупных судов. Зато они являются хорошей естественной защитой от ветров и волнения.

Следует особо отметить, что проект нефтепроводной системы (с конечным пунктом в бухте Перевозной) прошел проверку экспертной комиссии Государственной экологической экспертизы и утвержден Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в декабре прошлого года.


 

Автор: Игорь СВЕТЛОВ, директор центра стратегических исследований топливно-энергетического комплекса Дальнего Востока