Самые всенародные выборы
С 1 января 2006 года Приморье, как и вся Россия, получит новый уровень управления в «низовых» муниципальных образованиях (МО) - городских и сельских поселениях. Выборы депутатов и глав администраций образованных в течение прошлого года МО пройдут повсеместно 29 мая, за исключением Надеждинского района, где самый массовый плебисцит с советских времен назначен на 9 октября. Кроме того, в Кавалеровском, Пожарском, Спасском и Черниговском районах в конце мая пройдут также выборы глав администрации МО второго уровня.
Около 10 тысяч кандидатов баллотируется в органы местной власти на выборах 29 мая
С 1 января 2006 года Приморье, как и вся Россия, получит новый уровень управления в «низовых» муниципальных образованиях (МО) - городских и сельских поселениях. Выборы депутатов и глав администраций образованных в течение прошлого года МО пройдут повсеместно 29 мая, за исключением Надеждинского района, где самый массовый плебисцит с советских времен назначен на 9 октября. Кроме того, в Кавалеровском, Пожарском, Спасском и Черниговском районах в конце мая пройдут также выборы глав администрации МО второго уровня.
Дата выборов назначена более чем за полгода до вступления в силу федерального закона №131 «Об основных принципах организации местного самоуправления в РФ» не без дальнего прицела. Еще до принятия этого закона, вводящего в действие муниципальную реформу, звучали голоса скептиков: наберется ли достаточное число кандидатов для закрытия 142 вакансий в исполнительных органах местной власти и 1410 - в представительных органах (депутаты муниципальных комитетов). С другой стороны, опасения, что народ «не поймет» и не поддержит реформу, плодящую сонм новых чиновников, уже отчасти подтвердились в соседнем Хабаровском крае, где аналогичные выборы проведены в апреле и в 17 МО избиратель проголосовал «против всех». На этот случай, очевидно, и был создан временной люфт. Однако действительность опровергла сомнения: народ на выборы пошел. Пока рано говорить об активности избирателей, но активность кандидатов налицо: в самых отдаленных и малонаселенных пунктах типа Устиновского сельского поселения Кавалеровского муниципального района в борьбу за каждый депутатский мандат включились от 4 до 11 человек, не говоря уже о постах глав администраций. Пример Покровского сельского поселения, где в мэры баллотируются всего двое - действующий глава администрации сельсовета и водитель соседнего сельсовета, - это одно из немногих исключений, демонстрирующих практичный подход сильной районной администрации.
Низший - не значит худший
Поход в новый «низовой» уровень власти принял поистине массовый характер, особенно это очевидно на контрасте с выборами в муниципальных районах, назначенными на этот же день, 29 мая. Например, в Пожарском районе конкуренцию действующему главе Сергею Гаевому составляют всего трое директоров ООО и ОАО. В то же время на выборах мэра Лучегорска, где базируется бюджетообразующее для всего района предприятие ЗАО «ЛуТЭК», баллотируются восемь кандидатов, в том числе четверо руководителей различных подразделений «ЛуТЭКа».
Это, пожалуй, общая тенденция, когда страсти на выборах в относительно крупных городских поселениях, где сосредоточена значительная часть налогооблагаемой базы муниципального района, накаляются более, чем на «вышестоящих» выборах. Например, на выборы мэра Славянки выдвинулись 11 претендентов, четверым из них было отказано в регистрации.
Любопытная ситуация сложилась в Спасском муниципальном районе, где конкуренцию действующему первому заместителю главы составляют сразу двое сотрудников районной поликлиники - очевидно, вдохновленные недавним успехом на выборах в Законодательное собрание врача Александра Бехтера.
Бюджет - он и в деревне бюджет
Итак, с 1 января 2006 года на пять последующих лет победители выборов 29 мая примут на себя ответственность за 20 видов местных проблем: ЖКХ и чистоту, культуру, в том числе и физическую, благоустройство и дороги и прочее, сняв за это ответственность и с председателя правительства, и с губернатора, и с главы района (муниципалитета второго уровня). Хотя в части ЖКХ губернатор Сергей Дарькин еще в феврале высказывал сомнения, не лучше ли сохранить за краем эту наиболее ответственную из обязанностей МО, идя при этом навстречу самым искренним пожеланиям муниципалов. Для этого местным органам власти придется передать часть полномочий вышестоящему уровню власти.
Весь прошлый год депутаты ЗСПК вместе с администрациями пытались так сгруппировать села и поселки в поселения, чтобы это привело к максимальному экономическому эффекту или хотя бы минимизировало возможные негативные последствия. При этом все отдавали себе отчет, что новые границы сами по себе не превратят убыточные территории в прибыльные, и в ближайшие, по крайней мере, годы нормальная жизнь большинства поселений будет всецело зависеть от поддержки краевого бюджета. А пока именно краевой бюджет взял на себя расходы по проведению выборов 29 мая общей стоимостью 28 миллионов рублей из расчета на два тура.
В распоряжении МО первого уровня согласно ФЗ №131 полностью будут оставаться поступления от земельного налога (от 0,3 до 1,5 проц. кадастровой оценки) и налога на имущество физических лиц (0,1-2,0 проц. от стоимости). Кроме того, городские и сельские поселения самостоятельно будут распоряжаться десятой частью налога на доходы физических лиц и 30 проц. единого сельскохозяйственного налога. В краевой администрации подсчитали, что в целом «первый уровень» получит в следующем году собственных доходов на сумму 1,8 миллиарда рублей (для сравнения: краевой бюджет превышает сейчас 21 миллиард рублей).
Хватит ли этих денег? Например, Шкотовский район собрал в прошлом году налога на землю 1,8 млн. руб. Если разделить на 10 поселений, то в месяц получится порядка 15 тыс. на каждое. Чтобы не нарушить закон и одновременно не допустить ухудшения условий жизни населения, у вновь избранной власти поселений останется только один выход: самой принять решение о передаче своих полномочий на вышестоящий уровень - районный или даже краевой. По мнению юристов, это вполне выполнимо, особенно если передача полномочий «снизу вверх» будет дополняться финансовой поддержкой «сверху вниз». Такой подход позволит расшить и другое узкое место - ожидаемый кадровый дефицит в новых органах власти. Кстати, губернатор в разговоре с главами муниципальных районов уже призывал их не уклоняться, а принимать прямое участие в выборах местной власти: «Нам нужны такие люди в управлении, которые могут работать».
Автор: Александр КАРТАШОВ, «Владивосток»