Киловатт-час пробил

Очень скоро «империи Чубайса» - гигантской монополии под названием РАО «ЕЭС России» - суждено кануть в вечность. В соответствии с курсом на дальнейшую либерализацию она превратится во множество частных энергетических компаний. Государство безвозвратно уходит из бизнеса, оставляя за собой организационно-надзорные функции; эта тенденция, присущая сегодня всем отраслям, наконец проникла и в электроэнергетику. Именно реформированию названной сферы была посвящена состоявшаяся в Москве конференция под лозунгом «РАО «ЕЭС России» - открытая компания: от монополии к конкуренции». Побывав на этом представительном мероприятии, корреспондент «В» смог напрямую спросить председателя правления РАО Анатолия Чубайса о том, как будет реализована реформа в Приморском крае.

13 май 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1750 от 13 май 2005

Энергетику Дальнего Востока реформируют по отдельному сценарию

Очень скоро «империи Чубайса» - гигантской монополии под названием РАО «ЕЭС России» - суждено кануть в вечность. В соответствии с курсом на дальнейшую либерализацию она превратится во множество частных энергетических компаний. Государство безвозвратно уходит из бизнеса, оставляя за собой организационно-надзорные функции; эта тенденция, присущая сегодня всем отраслям, наконец проникла и в электроэнергетику. Именно реформированию названной сферы была посвящена состоявшаяся в Москве конференция под лозунгом «РАО «ЕЭС России» - открытая компания: от монополии к конкуренции». Побывав на этом представительном мероприятии, корреспондент «В» смог напрямую спросить председателя правления РАО Анатолия Чубайса о том, как будет реализована реформа в Приморском крае.

Штаб-квартира РАО, огромный «зуб»-небоскреб, располагается, как ни странно, не в центре Москвы, а на стремительно строящемся юго-западе. Но о комплексах, присущих в подобных ситуациях мелким компаниям, говорить неуместно – не тот случай. Ведь РАО «ЕЭС России» - настоящий клуб политических тяжеловесов. Для такого определения с лихвой хватило бы и одной фамилии Чубайс, однако, например, председателем совета директоров РАО работает не кто иной, как Александр Волошин – знаменитый «железный Стальевич», бывший при Ельцине главой президентской администрации. Зампред правления – не менее известный Яков Уринсон, в свое время являвшийся вице-премьером и министром экономики России. Другой топ-менеджер - бывший замминистра иностранных дел и министр по делам СНГ, экс-полпред президента в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский. Неудивительно, что в ходе конференции (а прошла она по соседству с РАО, в комплексе зданий Российской академии госслужбы при президенте РФ) высший уровень профессионализма показали накачанные секьюрити с эвфемистичными бэджиками «член оргкомитета». Да и страсти по поводу недавнего покушения на Чубайса еще не улеглись…

РАО умрет, но дело его будет жить

Непосвященному название, выбранное менеджментом РАО «ЕЭС» для очередной конференции, может показаться неожиданным: за последние годы понятия «монополия» и «РАО» стали неразрывными. Однако реформа электроэнергетики, начатая постановлением правительства еще от 11 июля 2001 года и продолженная созданием два года спустя законодательной базы, направлена как раз на развитие рынка энергетических мощностей. Суть реформы в двух словах – оставить энергосети, по определению не готовые к рынку, у государства и передать генерирующие объекты, то есть собственно электростанции, в частные руки с тем, чтобы они могли начать реально конкурировать, снижать тарифы и т. д. Для этого нужно разделить каждое из нынешних АО-энерго на несколько компаний по виду деятельности (производство энергии, содержание сетей, сбыт). Главными игроками на формирующемся рынке энергии станут генерирующие компании, которые и создаются сейчас на базе мощностей РАО. В России появятся семь оптовых генерирующих компаний (шесть на базе тепловых электростанций, седьмая консолидирует водные) и 14 менее масштабных территориальных генерирующих компаний. Они и станут, если можно так выразиться, рыночным крылом российской энергетики. Другое крыло - сети - останется у государства в лице Федеральной сетевой компании (ФСК) и межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК). А само РАО «ЕЭС России» перестанет существовать уже в середине 2007 года.

Догнать и перегнать Казахстан

Анатолий Чубайс, глава империи, которой суждено исчезнуть, держится уверенно и свободно, с ходу отвечает на вопросы журналистов из всех уголков России, одновременно по-цезаревски выуживая из своего ноутбука необходимые цифры. Едва ли его волнует перспектива остаться без работы (на вопрос, чем после реформы займется безработный главный энергетик страны, Чубайс отшутился: «Уйду на трудовую пенсию. Заслуженную!»), равно как и прилипший к нему более десятка лет назад имидж «главного негодяя» страны. «Реформирование энергетики – не российское изобретение, - утверждает Анатолий Борисович. - Сегодня абсолютное большинство стран мира проходит эту модель, находясь на разных ее стадиях. Вот, например, Казахстан далеко опередил нас, создав самый либерализованный рынок с жесткой конкуренцией между поставщиками и резко снизившейся ценой генерации. Практически в этом же направлении идут Бразилия, Украина, Италия, США и Китай, недавно отделивший сети от генераций и создавший конкурирующие генерирующие компании буквально в прошлом году. Мы подотстали. Но уже можно с уверенностью сказать: реформа электроэнергетики в России вступает в завершающую стадию».

Все вышеизложенное – лишь общая концепция реформы, так называемый «базовый вариант». Между тем российская энергетика очень разная. Так, для Дальнего Востока разработан совершенно особый сценарий реформирования.

Дальневосточная энергетика отличная. От других

18 сентября 1998 г. Похоже, что уже во время посещения владивостокской ТЭЦ-2 Анатолий Чубайс стал задумываться о реформе энергетикиЕще в июне прошлого года совет директоров РАО «ЕЭС России» решил учесть при реформировании ряд местных особенностей: причесывать все российские регионы и их энергосистемы под одну гребенку – занятие, мягко говоря, недальновидное. И первыми в «индивидуальном» списке стоят именно дальневосточные территории. Это, во-первых, сложившаяся де-факто единая энергосистема Приморья, Хабаровского края, Амурской области и южного района Якутии, во-вторых – так называемые изолированные системы с ограниченной конкуренцией, которые войти в рынок на общих условиях никак не смогут. Речь идет о «северах» - «Камчаткэнерго», «Колымаэнерго», «Магаданэнерго» (включая дочернее АО «Чукотэнерго»), «Сахалинэнерго» и «Якутскэнерго». В комплексном плане реформирования электроэнергетики на 2005-2008 годы, внесенном министерством экономического развития и торговли в правительство РФ 21 апреля, Дальнему Востоку отведено несколько отдельных пунктов. Участь вышеназванных изолированных энергосистем в этом документе формулируется так: если «невозможно развитие конкуренции по технологическим причинам, допускается осуществление всех видов деятельности в электроэнергетике одним юридическим лицом, и в отношении данной сферы электроэнергетики следует применять государственное регулирование». Здесь приоритетами выступают обеспечение надежного энергоснабжения, предотвращение необоснованного роста тарифов и создание условий для привлечения инвестиций.

Приморье может спать спокойно

На юг Дальнего Востока реформаторы смотрят с куда большим оптимизмом. «Фактически сложилась единая энергосистема, сформированная мощностями Приморья, Хабаровского края, Амурской области и юга Якутии, - говорит Анатолий Чубайс. - Это преимущество нельзя терять, поэтому в названных субъектах федерации реформа будет проходить по единой логике. Возникнет некий объединяющий холдинг, «дочками» которого станут профилированные бизнес-единицы (генерации, сети, сбытовые компании), то есть схема, имеющаяся в каждом из АО-энерго, будет спроецирована теперь уже на межрегиональный уровень». Вместе с тем даже в отношении будущего той же Камчатки Чубайс не выказывает скепсиса: «Эффективная команда Мясника решила проблему антикризисного менеджмента. Если четыре года назад на Камчатке была абсолютная энергетическая катастрофа, то сейчас у области появился реальный шанс стать энергетической столицей региона – как ни парадоксально, именно за счет высоких тарифов».

Приморская энергетика – это прежде всего «Дальэнерго» и «ЛуТЭК». Не секрет, что многие рассматривают Лучегорский топливно-энергетический комплекс в качестве проекта скорее социального, нежели экономического: угли, добываемые на местных разрезах и сжигаемые на Приморской ГРЭС, входящей в структуру «ЛуТЭКа», уступают привозным. Сможет ли «ЛуТЭК» вписаться в новую схему и остаться конкурентоспособным? На этот вопрос Анатолий Чубайс ответил «В» такими словами: «Да, «ЛуТЭК» войдет в этот единый комплекс, по крайней мере Приморская ГРЭС - точно. Динамикой «ЛуТЭКа», которому удалось значительно снизить долю дальнепривозных углей, мы удовлетворены, думаю, лучегорским энергетикам удастся нормально вписаться в новую систему».

На старт, внимание…

Согласно плану проект реформирования «Амурэнерго», «Дальэнерго» и «Хабаровскэнерго» будет утвержден на заседании совета директоров РАО уже в июне, очередь остальных дальневосточных энергосистем (тех самых изолированных и «с ограниченной конкуренцией») наступит в третьем квартале 2005 года. Со второй половины 2005 по 2006 (2007) год пройдет реформирование «Амурэнерго», «Хабаровскэнерго», «Дальэнерго», «ЛуТЭКа» и южного энергоузла «Якутскэнерго»; уже в конце следующего года в результате реформирования РАО «ЕЭС» должен появиться холдинг, владеющий акциями компаний Дальнего Востока. С учетом высокой оценки, вынесенной Анатолием Чубайсом команде Виктора Мясника, можно предположить, что при создании новой структуры будет задействован кадровый ресурс ДВЭУК. Однако пока Чубайс обсуждать эту тему отказывается.

Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток», Москва - Владивосток