Нарисуй меня, художник!
Весна, май, настоящее тепло на улице и как первый признак наступающего курортного сезона - появление уличных художников. Что мы знаем о них? Наверняка большинство владивостокцев, прогуливаясь по Набережной, бросали лишь рассеянный взгляд на странных, небогато одетых людей у мольбертов. Корреспондент «В», будучи художником-карикатуристом, получил редакционное задание внедриться в эту романтическую профессию.
Выйдя на Набережную с карандашом и мольбертом, корреспондент «В» убедился: не боги горшки обжигают
Весна, май, настоящее тепло на улице и как первый признак наступающего курортного сезона - появление уличных художников. Что мы знаем о них? Наверняка большинство владивостокцев, прогуливаясь по Набережной, бросали лишь рассеянный взгляд на странных, небогато одетых людей у мольбертов. Корреспондент «В», будучи художником-карикатуристом, получил редакционное задание внедриться в эту романтическую профессию.
Запасшись складным стульчиком, бумагой и карандашами, подходим вместе с фотокорреспондентом к группе художников, сидящих на своем обычном месте. Вопреки ожиданиям разрешение сесть рядом было получено, причем вежливо! Впрочем, мы быстро признались, что не собираемся отбивать у них хлеб, а хотим лишь узнать, что такое быть уличным художником. Анатолий Иванович – так представился один из них, взявшийся посвятить меня, неисправимого «студийщика», в особенности уличного рисования.
Создающие ауру
Ни для кого не секрет, что это сезонная работа: попробуй-ка порисовать, когда пальцы мерзнут. Да и позировать на морозе никто не станет, поэтому сезон обычно начинается со второй половины апреля. Кстати, создание карандашного рисунка в среднем занимает 30, а шаржа всего 5-6 минут, пока клиент не устал.
В свое время художников пытались переселить с насиженной Набережной на «копыловский Арбат» (бывшая Торговая улица), однако все попытки оказались тщетны: никто не захотел рисовать на бетонной улице без единого деревца, где нет никакой тени. Другое дело Набережная – там деревья вырубить не успели, а свежий ветерок и вид на залив сразу настраивают на творчество. Единственное, что мешает назвать ее идеальным местом, - это машины, то и дело рассекающие ряды прогуливающихся горожан. Да, Набережная очень колоритное место, со своей особой аурой, и, несомненно, не последнюю роль в этом играют художники.
Хотите денег - торгуйте колбасой!
Такой однозначный ответ получил корреспондент «В», поинтересовавшись заработками. Впрочем, по одежде художников и так было понятно, что сверхприбылями здесь не пахнет. А вообще расценки такие: шарж – 100 рублей, карандашный рисунок – 300, причем торг здесь вполне уместен.
Количество клиентов в день варьируется в зависимости от множества факторов - начиная с погоды и кончая тем, каким цветом отмечен сегодняшний день в календаре. Корреспондент «В», просидев на улице больше часа, стал свидетелем двух приценивавшихся потенциальных клиентов, так, впрочем, и не ставших просто клиентами. Однако это, как и конкуренция друг с другом, не заставит уважающего себя свободного художника рисовать кого попало. Часто бывает, что подходят пьяные с какими-то неадекватными требованиями. Заказав рисунок, начинают учить, как надо рисовать… С такими клиентами художники, как правило, предпочитают не связываться и сразу дают от ворот поворот.
Конечно, они живут не только на то, что заработают на улице, есть и более серьезные заказы, требующие кропотливой работы в студии, но сегодня такие заказы в отличие от советских времен большая редкость и получить их – удача.
Я в художники пошел...
Милиция давно уже не гоняет художников ни с Набережной, ни со Светланской, где действуют так называемые уличные галереи и можно купить картину непосредственно у самого автора, ведь на то есть официальное разрешение. Однако от легализации уличной работы их жизнь не стала легче. На фасаде, например, магазина «Центральный», по их словам, им запрещают расставлять свои произведения уже сами хозяева сего фешенебельного заведения.
Единственный факт реальной поддержки властями художников в постсоветский период имел место при позапрошлом мэре Владивостока. Тогда муниципалитет выделил ряд небольших комнаток под художественные мастерские с 90-проц. льготой на оплату, которые были тут же розданы через Союз художников.
Вскоре с муниципальными мастерскими начались проблемы. Сегодня с тех, у кого они еще остались, требуют оплачивать аренду полностью.
Твори, только ничего не натвори
Анатолий Иванович опроверг слух, курсирующий в художественных кругах, что «быстрые» рисунки на заказ расхолаживают, мешая заниматься более серьезным творчеством. Лично ему это ни в коей мере не помешало провести персональную выставку своих работ в Союзе художников в 2002 году и готовить на будущий год новую уже в «Арке». На вопрос о направлении в его творчестве ответил, что в свое время пробовал себя в авангардистских жанрах, но понял, что реализм ему гораздо ближе.
Кстати, клиент тоже может поучаствовать в творчестве. Шарж, например, совсем не обязательно рисовать с натуры, можно принести несколько хороших фотографий и рассказать о вашей идее. Шаржи когда-то считались привилегией аристократии – только образованный, воспитанный человек с развитым чувством юмора мог оценить ироничность, карикатурность гиперболично выделенных характерных черт лица и не постесняться признать себя в рисунке.
Автор: Андрей ВОЛКОВ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»