Скрипка из-за океана
Эта удивительная история произошла 60 лет назад. Зимой 1945 года один музыкальный мастер, г-н Витт, проживающий в Портленде, передал на судне, отправляющемся во Владивосток с ленд-лизовским грузом: машинами, удобрениями, консервами, – две скрипки.
Это было недавно – это было давно
Эта удивительная история произошла 60 лет назад. Зимой 1945 года один музыкальный мастер, г-н Витт, проживающий в Портленде, передал на судне, отправляющемся во Владивосток с ленд-лизовским грузом: машинами, удобрениями, консервами, – две скрипки.
Американский филантроп просил вручить эти инструменты лучшим ученикам детской музыкальной школы. Выбор пал на круглых отличников: Толика Попченко и Лиду Буцик. Об этом событии рассказала в одной из своих февральских заметок 45-го года газета “Красное знамя”.
На днях нам удалось встретиться... с Лидией Александровной Буцик, сотрудницей музея Дальневосточного геологического института ДВО РАН. Мы разыскали ее через краевое адресное бюро. Признаться, она была немало удивлена, что об этой истории еще кто-то помнит.
- В музыкальную школу папа привел меня в 42-м, я еще по возрасту не подходила, но экзамены выдержала, - вспоминает Лидия Александровна. – Он сам играл на тромбоне – в оркестре пограничников, в эстрадном коллективе. Я мечтала стать пианисткой, но поскольку инструмента в доме не было, мы жили очень скромно, меня определили учиться на скрипке. И дали в руки первую “четвертушку”, маленькую скрипочку. Так я попала в класс Антонины Петровны Герасимчук.
У нее же занимался Толик Поп-ченко. Как сейчас помню: белая рубашечка, «бабочка». Позже он уехал в Свердловск, слышала, поступил в консерваторию...
Свою первую учительницу, как, впрочем, почти всех преподавателей нашей детской музыкальной школы, помню до сих пор, - продолжает Л. А. Буцик - Это были люди удивительной души и культуры, причем не только музыкальной, выпускники московских и ленинградских вузов.
Придешь, бывало, на занятие, Антонина Петровна взглянет внимательно: “Деточка, ты сегодня такая бледная” - и непременно чем-нибудь угостит, прежде чем начнет урок. Время было голодное. Мы жили на 2-й Морской, я к шести утра бежала в булочную, занимала очередь, чтобы отоварить карточки на хлеб, в семье меня с ранних лет приучали к самостоятельности.
Американскую скрипку, она была хорошей, фабричной работы, признаюсь, спустя некоторое время продали, чтобы как-то свести концы с концами. Папа на фронте был ранен в голову, врачи его чудом спасли. Он вернулся инвалидом, с палочкой и с медалями “За отвагу”, “За оборону Москвы”. Зарабатывал тем, что играл на похоронах. Мама умерла от чахотки, когда я училась в 9-м классе.
На американской скрипке я играть не могла – она была для меня “велика”, четыре четверти, то есть полный, взрослый инструмент, а мне тогда всего 10 лет исполнилось…
Позже, во взрослой жизни Лидии Александровны было еще немало скрипок, в том числе “копия Амати” (разумеется, она имела относительное сходство с оригиналом, просто так называлась). Л. А. Буцик выступала со скрипичными номерами в художественной самодеятельности ДВПИ, когда училась на горном факультете, играла в оркестрах театра им. М. Горького, Приморского радио. Музыка и сейчас не ушла из ее судьбы: время от времени она включает старенький проигрыватель, ставит пластинку - и в маленькой гостинке, забитой книгами, звучит концерт для скрипки с оркестром Мендельсона или “Пер Гюнт” Грига.
А еще Лидия Александровна мечтает повидаться со своей первой учительницей музыки – Антонина Петровна живет в Москве. Вот только денег на билет Л. А. Буцик собрать не может.
Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»