На семирублевом рубеже
Кондукторов не любят. Еще бы, едешь себе в общественном транспорте, со всех сторон придавленный, ругаешься про себя, а тут вдруг эта «мадам» просит 7 рублей за проезд. А бывает, кондуктор не верит твоему 100-процентному удостоверению льготника и требует еще какие-то документы, подтверждающие бесплатный проезд. В редких случаях такие документы предъявляются. Чаще дело доходит до банальной словесной перепалки, победителем в которой, как правило, все равно выходит пассажир…
Кондуктор и льготник - вечное противостояние
Кондукторов не любят. Еще бы, едешь себе в общественном транспорте, со всех сторон придавленный, ругаешься про себя, а тут вдруг эта «мадам» просит 7 рублей за проезд. А бывает, кондуктор не верит твоему 100-процентному удостоверению льготника и требует еще какие-то документы, подтверждающие бесплатный проезд. В редких случаях такие документы предъявляются. Чаще дело доходит до банальной словесной перепалки, победителем в которой, как правило, все равно выходит пассажир…
Такие выводы я сделала после того, как полдня по заданию редакции проездила билетером на автобусе. Но все по порядку.
Меняю профессию!
В одном из самых больших во Владивостоке автотранспортном предприятии «Раннер» моему предложению «поменять профессию» даже обрадовались. Нехватка кондукторов здесь явная. На 120 автобусов – всего 10 билетеров. Сначала прошла инструктаж. Диспетчер Оксана Вишневская объяснила, что рабочий день начинается в 5.30. Водители берут в диспетчерской путевки, а кондукторы - 1000 билетов на неделю, проходят тесты на алкогольную и наркотическую интоксикацию и, если все нормально, отправляются на маршруты. Контроль здесь жесткий. Кстати, про медосмотр в «Раннере» по Владивостоку идет особая слава. У врача компании Ольги Кондратюк на всякого рода наркоманов и алкоголиков, как говорится, особое чутье. Именно по этой причине, и, согласитесь, за дело, с начала года с работы было уволено более 20 человек.
И напоследок перед рейсом директор компании Игорь Конев ознакомил с коллекцией фальшивых документов, изъятых у пассажиров. Чего там только не было! Десятки служебных удостоверений на любой вкус, справок, проездных билетов… К примеру, в коллекции «Раннера» хранятся удостоверения, выданные: «Артисту в том, что он артист», «Повару шестого разряда», членский билет от партии «Свобода и народовластие». Раритет собрания – удостоверение депутата хабаровского совета народных депутатов от 1959 года. На первый взгляд, все настоящее, с обязательной красной корочкой. Но когда начинаешь вникать в документ, диву даешься – до чего же наш народ изобретателен и не обделен чувством юмора!
Как же отличить настоящее проездное удостоверение от фальшивого? Как рассказали мне в компании, у настоящего существуют семь степеней защиты. Но при том ритме, в котором работают водитель и кондуктор, вряд ли вообще возможно их все изучить и проверить.
Главное правило: если ты засомневался в подлинности проездного - требуй документ, подтверждающий льготу. Это может быть удостоверение ветерана или инвалида, участкового милиционера или социального работника, обслуживающего на дому, Героя Советского Союза или почетного жителя Владивостока и т. д. По постановлению мэра - всего 21 категория граждан.
Платит только половина
Итак, инструктаж я прошла, получила рулон голубых билетов, бэйджик, поролоновую подушку с отверстиями для мелочи и некоторую сумму наличными для сдачи. Мой маршрут - № 39 «Площадь Луговая - Улица Сафонова». Дело оказывается не таким сложным, как я вначале вообразила, - знай принимай деньги да проверй удостоверения на предмет подлинности. К тому же пассажиров оказывается не так много, и по салону можно довольно легко передвигаться.
Первый конфликт. Приготовившаяся к выходу прилично одетая дама предъявила удостоверение со 100-процентной льготой.
Я: «Покажите еще, пожалуйста, документ, подтверждающий право на льготный проезд».
Дама: «С какой стати я буду вам его показывать? Я социальный работник и имею право ездить бесплатно! Вы бы лучше тех ловили, кто с фальшивыми проездными ездит. У меня-то, смотрите, - настоящий…». Пытаюсь вспомнить напутствия о степенях защиты и пристально изучаю голубое удостоверение… Вроде все нормально. Но кто его знает! Говорят, под эту «лавочку» о социальных работниках чуть ли не все сотрудники (!) различного рода администраций (начиная с мелкого начальства и заканчивая чуть ли не техничками) выправили себе льготный проезд. Женщина тем временем поведала историю о том, что, оказывается, вчера на площади Луговой какой-то мужик по чисто символической цене в 100 рублей за бланк предлагал гражданам 100-процентные удостоверения льготника. Причем неспециалисту отличить фальшивые бланки от настоящих было практически невозможно. А потенциальному покупателю оставалось только вклеить фотографию - и вперед: теперь ты - льготник!
На конечной остановке «Площадь Луговая» делаю для себя некоторые выводы. Из 25 пассажиров по 7 рублей заплатили 12 человек, по 3,5 - два школьника и бесплатно проехали 11. «Это еще нормально, - в сердцах говорит водитель Дмитрий Сабуров. - Вы бы видели, что творится в первые два утренних рейса - сплошные льготники едут! То же самое и в вечерние часы пик. О стариках речи нет, я говорю о людях, которые направляются на работу и с работы».
В последующие рейсы картина мало меняется: 27 пассажиров - 15 заплатили, 12 - нет; 32 пассажира - 15 заплатили, три - по 3 рубля 50 копеек, 14 - нет.
Герои автобусной эпохи
Что же получается? Грубо говоря, оплачивает проезд половина пассажиров. Вторая половина едет бесплатно, потому что у них - льготы. Причем чаще всего фальшивые. Как невесело шутят сами водители, если завтра в перечне льготников останется одна категория - «Герой Советского Союза», то послезавтра у тех, кто ездит бесплатно, появятся удостоверения «Героев». И, по большому счету, для водителей стоимость проезда сейчас составляет не 7 рублей, и даже не 5, а лишь 3. Как следствие - и зарплата у работников стала меньше, и прибыль у предприятия, и уже не те средства для обновления автопарка.
Второй конфликт. Свирепого вида мужчина лет 40 показывает удостоверение. Я опять прошу подтвердить его соответствующим документом.
Мужчина: «Я - милиционер».
Я: «Ну и что? По постановлению мэра право на бесплатный проезд имеют только участковые милиционеры. Вы участковый?».
Мужчина: «Щас! Я еще с тобой объясняться буду! А будешь возникать - позвоню куда надо…». Вот такой конструктивный диалог. Мне-то, конечно, ни холодно ни жарко от таких угроз. А вот одному водителю, причем вполне нормальному и непьющему, по рассказам очевидцев, действительно не повезло. Нарвался он как-то на милицейский чин и тоже попросил показать служебное удостоверение. Тот показал. Водитель в ответ сказал единственное слово: «Спасибо» - и спустя несколько дней был уволен по жалобе милиционера за «грубость и хамство»…
То, как я работала, наверное, понравилось моему водителю. Потому что Дмитрий пригласил меня на постоянную работу «повышать квалификацию». Я обещала подумать, но… В отличие от водителей, заработок которых во многом зависит от выручки, зарплата кондуктора сегодня - 250 рублей в день. В месяц выходит примерно 5-6 тысяч рублей. За такие деньги работу в общественном транспорте смело можно отнести к особо опасным для здоровья. И дело не только в том, что кондукторы целый день вынуждены проводить в холодных салонах зимой и в раскаленных от жары летом. Куда большие неприятности доставляют некоторые пассажиры, готовые порой обругать, а то и наброситься с кулаками на кондуктора, законно потребовавшего оплатить проезд. Отсюда недалеко до стрессов и нервных расстройств. Без преувеличения, могу сказать, что домой я возвращалась в состоянии энергетического донора…
Автор: Алла РУДЕНКОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»