Позвольте возразить!
В газете «Владивосток» за 22 апреля 2005 года на правах рекламы был опубликован материал «Истинно российские протестанты». Конечно, в соответствии с конституционным принципом свободы совести каждый может исповедовать то, что ему хочется. Но при этом все-таки не следует главный упор делать на понятие «свобода». О совести тоже забывать не следует. Для специалистов в области теологии и религиоведения очевидно, что в материале «Истинно российские протестанты» есть определенные передержки.
Частная позиция истиной не является
В газете «Владивосток» за 22 апреля 2005 года на правах рекламы был опубликован материал «Истинно российские протестанты». Конечно, в соответствии с конституционным принципом свободы совести каждый может исповедовать то, что ему хочется. Но при этом все-таки не следует главный упор делать на понятие «свобода». О совести тоже забывать не следует. Для специалистов в области теологии и религиоведения очевидно, что в материале «Истинно российские протестанты» есть определенные передержки.
В частности, утверждение о том, что экклезиологические представления (т. е. учение о Церкви) современных пятидесятников «не расходится в принципе и с православным вероучением», является частным мнением авторов публикации, но никак не соответствует действительности.
Пятидесятники считают себя продолжателями ереси стригольников – пусть. Но вот их апелляции к «заволжским старцам из окружения Нила Сорского» и тем более к одному из самых почитаемых святых Русской православной церкви – преподобному Серафиму Саровскому совершенно необоснованны. Это принципиально разные духовные подходы. Никто из православных верующих не согласится поставить в один ряд духовное наследие преп. Серафима Саровского и пятидесятническую практику, о чем «истинно российским протестантам» вполне известно. Возникает вопрос: зачем делаются такие, мягко говоря, не очень тактичные для православных верующих заявления накануне праздника Святой Пасхи?
Далее в разбираемом материале следует утверждение о том, что «наши различия с православными гораздо менее существенны, чем это принято считать». И, чтобы развить логическую линию, в материале приводится ряд различий (отсутствие священнических одежд, института монашества, разное отношение к церковным таинствам), которые свидетельствуют именно о том, что между православной церковью и современными пятидесятниками (которые неизвестно почему присваивают себе право говорить от имени всего традиционного протестантизма и неопротестантских организаций) есть только то сходство, что с точки зрения современного секулярного законодательства как православные приходы, так и пятидесятнические общины имеют в своем наименовании слово «церковь». С сущностной же точки зрения – общего почти нет.
Поскольку кульминацией материала «Истинно российские протестанты» является приглашение на Пасхальные богослужения в FESCO Нall с 1 по 4 мая некоего заезжего миссионера (как об этом можно судить из рекламных щитов по всему Владивостоку), резонно будет спросить: является ли этот заезжий миссионер одним из тех, кто «любит Россию, знает ее язык и культуру…»?
Автор: Доцент кафедры теологии и религиоведения ДВГУ, к. ф. н. А. В. Здор, преподаватель кафедры теологии и религиоведения ДВГУ Р. В. Секретарев