Транспорт преткновения

Транспортный вопрос по-прежнему остается одним из самых проблемных во Владивостоке. После 22 часов, например, невозможно уехать с площади Луговой в район Второй Речки. Автобусы (№ 2 и 11), постояв на остановке 10-15 минут, уезжают в парк. Маршрут № 16-ц «Нейбута-Центр» - сесть в него практически невозможно: 20-местные автобусы ходят редко, а оказаться внутри салона можно только на конечной остановке…

26 апр. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1741 от 26 апр. 2005

За нормальную работу автобусов ответят... студенты

Транспортный вопрос по-прежнему остается одним из самых проблемных во Владивостоке. После 22 часов, например, невозможно уехать с площади Луговой в район Второй Речки. Автобусы (№ 2 и 11), постояв на остановке 10-15 минут, уезжают в парк. Маршрут № 16-ц «Нейбута-Центр» - сесть в него практически невозможно: 20-местные автобусы ходят редко, а оказаться внутри салона можно только на конечной остановке…

Об этих и не только транспортных проблемах Владивостока, а также о путях выхода из кризисной ситуации в интервью корреспонденту «В» рассказал начальник транспортного управления администрации Владивостока Василий Налома.

- Василий Иванович, сегодня количество автобусов жителей Владивостока не удовлетворяет. По некоторым маршрутам после восьми вечера и не уедешь. Собираются ли городские власти в этом плане наводить порядок, если да, то когда?

- По ежедневной информации, на дороги города выходят 700-750 единиц транспорта. И мы прекрасно знаем, что многие «хлебные» маршруты переполнены автобусами, а на некоторых, в частности, на № 25, работают две-три единицы, чего конечно же недостаточно. Тем не менее время работы автобусов по каждому маршруту во Владивостоке действует по весенне-летнему графику - с 6 утра и до 23.00. И водители обязаны этот график соблюдать. Если есть нарушения, граждане вправе жаловаться по телефонам доверия: 36-05-70 и 43-37-93 или в диспетчерские города, которых во Владивостоке пять.

Нас всех посчитают 

- Учитывая то, что с 1985 года исследований пассажиропотока не проводилось, экономически обоснованно ответить, какое количество транспорта Владивостоку необходимо сегодня, невозможно. Для этого у нас должны быть данные об объемах перевозок пассажиров всех категорий, средней дальности поездок, вместимости и количестве автобусов на маршруте, времени и количестве рейсов, общем пробеге по маршруту за время «в наряде». Должны быть рассчитаны коэффициенты использования пробега и вместимости, скорости, интервала и частоты движения. И основной показатель – доход от эксплуатации. Методики расчетов определены Министерством транспорта РФ и разработаны научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта.

- И когда же появятся такие данные по Владивостоку?

- К концу мая - началу июня. К исследованию мы намерены привлечь 600 студентов третьего-пятого курсов ДВГТУ, обучающихся по специальностям, связанным с организацией перевозок, а также с техническим обслуживанием и ремонтом электротранспорта. Переговоры с ректором Геннадием Турмовым подходят к успешному завершению. В городе 125 маршрутов, и работа предстоит действительно большая. Подобное исследование в будущем мы намерены проводить дважды в год: в весенне-летний и осенне-зимний периоды, когда меняется расписание движения автобусов.

Кстати, 28 апреля в городской думе состоится слушание по правилам организации перевозок пассажиров во Владивостоке. И один из важных пунктов доклада - о предельном сроке эксплуатации ввозимых в город автобусов, который не должен превышать 10 лет. На деле возраст многих автобусов 12 лет и более, что говорит о недобросовестности некоторых компаний-перевозчиков. И еще один важный момент - во Владивостоке должны работать автобусы только городского типа: вместимостью 60 мест и более, с обязательно предусмотренными поручнями и накопительными площадками. Плату за проезд от пассажиров должен принимать кондуктор, а не исполняющий его роль водитель.

- Если не секрет, сколько в среднем зарабатывает водитель автобуса во Владивостоке?

- По официальным данным – от 3 до 5 тысяч рублей. Но, конечно, это неправда. Все затраты сознательно занижаются, чтобы уйти от налогов. По нашим данным, в среднем водитель во Владивостоке получает зарплату в пределах 20 тысяч.

В качестве примера грамотного руководства я могу привести обстановку, сложившуюся в трамвайно-троллейбусном управлении. Ситуация, чего греха таить, сложная. По старому постановлению думы города от 2000 года, пенсионеры в трамваях и троллейбусах сегодня ездят бесплатно. Сами понимаете, как приходится выживать, когда ТТУ имеет сегодня «в минусе» 58 миллионов рублей. Но за первый квартал этого года предприятие получило субвенции – 1 млн. 400 тысяч рублей. Это немного, но для поддержания техники (32 трамвая и 25 троллейбусов) в нормальном состоянии и выплаты зарплаты пока хватает.

- Доля муниципального транспорта во Владивостоке - менее трех процентов. То есть сегодня правят бал на рынке пассажирских автоперевозок частные извозчики, которые в любой момент могут устроить очередную забастовку и не выйти на линии. Говорить о конкуренции не приходится. Собираются ли в этой связи городские власти что-то менять, расширять тот же парк муниципального транспорта?

- В планах – приобретение сотни автобусов. Но вопрос упирается в деньги. Средняя стоимость южнокорейского автобуса 1998 года выпуска составляет 15 тысяч долларов, соответственно сотни - 1,5 миллиона долларов. Сегодня в бюджете города эта сумма не прописана. Но могу сообщить и приятную новость. На днях в наш город приезжали представители Челябинского троллейбусного завода. В ходе переговоров с ними глава Владивостока дал добро на выделение 20 млн. рублей для приобретения двух трамваев и трех троллейбусов. Пять единиц транспорта – это, конечно, немного, но это только начало политики обновления муниципального транспорта.

Но как бы то ни было, будущее все равно за муниципальным транспортом. Хочу сказать, что 19 апреля состоялось селекторное совещание на уровне первого заместителя председателя правительства РФ Александра Жукова и министра транспорта Игоря Левитина, которые буквально требовали развивать муниципальный транспорт. В частности, был приведен пример Омска, где на эти цели выделено 300 миллионов рублей, а в Тюмени - 430 млн.!

- Василий Иванович, в редакцию нашей газеты поступает много звонков от пенсионеров-дачников, которые жалуются на работу пригородных автобусов. Во-первых, ходят автобусы не всегда по расписанию, во-вторых, в них существует своя, «негородская» система оплаты льготного проезда, в-третьих, их просто мало…

- Городской маршрут действует до поселка Трудовое. Но наши водители работают дальше – до Угловой. Длина маршрута – 49 километров, и вполне логично, что плата за проезд производится по тарифной сетке. Чем дальше гражданин едет, тем больше платит. И люди должны это понимать. Предельная цена билета по тарифной сетке - 20 рублей без льгот. Допустим, до Океанской гражданин платит при посадке на автобус 7 рублей, до Садгорода – 8 и т. д. А федеральные и региональные льготники оплачивают 50 процентов стоимости проезда. Действительно, пригородных автобусов сейчас мало. По маршрутам 111-с «Семеновская - 10-й километр» и 111-л «Луговая - 10-й километр» ходит по четыре автобуса. Но в ближайшее время планируется увеличить их до восьми единиц на каждом маршруте. Также для дачников планируем ввести короткие маршруты: «Проспект 100-летия – Соловей-Ключ» и «Станция Надеждинская - 10-й километр (Соловей-Ключ)».

Автор: Алла РУДЕНКОВА, Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»