Линия отреза

С 1 января 2005 года в соответствии с федеральным законом все учреждения начального профессионального образования перешли с федерального на краевой бюджет. И, естественно, сразу же встал вопрос: без каких кадров экономике региона не прожить, какие училища краю нужны, а от каких можно отказаться? А отказываться приходится. Во-первых, потому что, говорят, денег в бюджете мало, а едоков много. Во-вторых, изменилась демографическая ситуация, и число выпускников школы в последние годы снижается. В-третьих, меняется вся система образования – от школы до вуза…

22 апр. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1740 от 22 апр. 2005

Можно ли сделать усушку и утруску училищ безболезненными?

С 1 января 2005 года в соответствии с федеральным законом все учреждения начального профессионального образования перешли с федерального на краевой бюджет. И, естественно, сразу же встал вопрос: без каких кадров экономике региона не прожить, какие училища краю нужны, а от каких можно отказаться? А отказываться приходится. Во-первых, потому что, говорят, денег в бюджете мало, а едоков много. Во-вторых, изменилась демографическая ситуация, и число выпускников школы в последние годы снижается. В-третьих, меняется вся система образования – от школы до вуза…

Грядущая революция в рядах училищ и лицеев неизбежно вызвала панику и страх: не останутся ли наши подростки вообще без шанса бесплатно получить профессию, а вместе с ней работу, заработок и место в жизни?

Какие училища сохранятся в Приморском крае и что будет с остальными?  На эти вопросы отвечает начальник краевого управления начального профессионального образования Владимир МОИСЕЕНКО.

Без шашки наголо

- В крае до последнего времени работало 50 учреждений начального профессионального образования. В связи с новым законом разработана программа реструктуризации всей сети, утвержденная губернатором. Причем провести ее надо так, чтобы соблюсти закон и сохранить начальное профессиональное образование доступным и бесплатным.

- И каков план действий?

- Четыре учреждения удалось оставить на федеральном финансировании, в основном это училища, которые готовят кадры для оборонных предприятий: профессиональные училища № 1 (г. Владивосток, профессии для промышленности и судоремонта), № 32 (г. Арсеньев, кадры для авиационного объединения «Прогресс»), профессиональный лицей № 15

(г. Большой Камень, кадры для завода «Звезда»), а также лицей № 38 (г. Владивосток), выпускающий специалистов службы быта.

Все остальные 46 перешли в ведение субъекта федерации. Их ожидает разная судьба и разные пути развития. Планируется, что пять учреждений будут ликвидированы, и документы практически готовы. Еще 11  передают в структуры вузов. Большую часть училищ и лицеев мы сохраняем.

- Тем не менее есть такое слово: ликвидация… Кого ожидает сия участь?

- Сначала скажу о мотивах жесткого решения. Во-первых, дефицит бюджета. Вот цифры: в прошлом году федеральное финансирование системы начального профессионального образования составило 574 млн. рублей. В этом году в бюджете края соответствующая строка расходов пока составила 143 млн. И даже если бюджет будет скорректирован, вряд ли нам следует ожидать достатка. Полное финансирование до сих пор не подтверждено. Есть и вторая причина: реальная демографическая ситуация. Число выпускников школ заметно сокращается. Многие училища несколько последних лет попросту не выполняют план набора. Тем не менее мы примем в этом году тот же самый процент всех выпускников школ, что и всегда. Только абсолютное число ребят окажется меньше. Если каждый год в училища приходили 11 тысяч учащихся, то в 2005-м мы запланировали 9 300 человек (включая набор в училища федерального подчинения). К 2007 году учащихся станет на 10-15 процентов меньше. Но и число выпускников тоже сократится!

Так что слухи об упадке системы начального профессионального образования сильно преувеличены. Хотя многое действительно меняется.

- И все же кого секвестрируют?

- Например, ПУ № 5 во Владивостоке: его плановая мощность 640 человек в год, фактически обучаются 200. Содержать полупустое здание нет никакого смысла. Поэтому принято решение пятое училище ликвидировать путем присоединения к училищу № 7, тоже морского профиля и тоже не загруженное. Сюда будут переведены не только учащиеся, но и персонал.

- А здание?

- Это краевая собственность, и она будет использоваться по усмотрению администрации края.

Другой пример: училище

№  56 в селе Пожарском Пожарского района. Сегодня там обучается едва ли 50 человек. Мы провели собеседование со школьниками – почти никто не планирует туда поступать. Зато стоимость его содержания –

2 млн. рублей в год. Есть смысл сохранять его? Училище будет закрыто, персонал и ребят передаем в училище № 42 Лучегорска того же Пожарского района.

В Артеме сразу два учреждения схожего профиля (профессии службы быта): училище

№ 41 и лицей № 19. Оба заполнены лишь наполовину. В результате принято решение: сохранить лицей, а училище закрыть. Для ребят Артема учебных мест будет вполне достаточно, чтобы поступить и получить бесплатно выбранную профессию.

Схожая ситуация в Дальнегорске: лицей № 39 и училище

№ 25 (строительный и промышленный профиль). Зачем затрачивать лишние ресурсы, когда можно сохранить одно училище, которое вполне обеспечит экономику Дальнегорского района нужными кадрами? Училище присоединится к лицею.

И никаких обрезаний

- А какие учебные заведения будут переданы вузам?

- Сегодня уже есть решение Законодательного собрания Приморья передать морские учебные заведения вузам. Училище № 7 (Владивосток) и № 14 (Находка) - в МГУ им. Невельского.

Училище № 34 (Находка) и

№ 35 (пос. Славянка) – в Дальрыбвтуз.

Сейчас решается вопрос передачи еще пяти училищ в структуру Тихоокеанского государственного экономического университета (ТГЭУ): лицей

№ 43 (Владивосток), № 18 (Находка), № 19   (Артем), училища № 3 и № 45 (Уссурийск).

Предполагается лицей № 28  (Уссурийск) передать ВГУЭС, а училище № 51 (Уссурийск) – ДВГУ.

- Владимир Васильевич, не окажется ли так, что училища станут обременительны для вузов и они сократят количество бесплатных мест либо вообще переведут профессиональную подготовку на коммерческие рельсы? Тем более что политика министерства образования все больше в ту сторону…

- Есть такая опасность… Именно поэтому мы разработали образец трехстороннего договора, который юридически предостережет от подобного развития ситуации. Во-первых, вуз обязан сохранять плановое количество бесплатных учебных мест. Кроме того, здания и имущество училищ остаются в собственности субъекта федерации, и в случае нарушений договор может быть расторгнут.

Если же все в порядке, преимуществ присоединения училищ к университету множество. И морских в том числе. Повышается престиж учебных заведений. Мы сможем обеспечить непрерывность образования, плавпрактику на хорошем уровне. Сейчас для училищ это сложный вопрос, а в университетах есть учебные суда, парусники, серьезные связи с предприятиями. Преподаватели училища могут повысить квалификацию.

А самое главное, выпускники получат сертификаты международного образца, что необходимо для специалистов мореплавания по требованиям международных конвенций.

- Специалисты утверждают: сельское училище для села – больше, чем просто образовательное учреждение. Это и шанс в жизни, и социальный приют…

- Судя по всему, это понимаем не только мы, работники системы профессионального образования, но и краевая администрация. В сельских училищах учится в основном самая уязвимая категория ребят – из малообеспеченных семей. Пока принято решение сохранить систему сельских училищ. Но изменения коснутся и их. На совещании с вице-губернатором Юрием Ивановичем Поповым мы пришли к следующим решениям. Если в качестве учредителя училищ будет департамент сельского хозяйства, появится возможность часть денег, предусмотренных на развитие отрасли, направить на сельские училища. Есть немало целевых программ, по которым можно передать тракторы по лизингу, другую технику, семена, топливо. Привлечь работодателей и попечителей. Кстати, даже когда училища были на федеральном финансировании, средств на технику все равно не находилось. Теперь, если все пойдет, как задумали, училища имеют шанс развиваться…

Хотя остаются и серьезная настороженность, и опасения: не потеряем ли мы то, что создано за долгие годы? Хочется надеяться, что все реформы пройдут спокойно и взвешенно. Разрухи нам уже не надо…

Автор: Марина ИВЛЕВА, Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»