Повар взвода
В наградном листе, выданном Елене Георгиевне Герасимовой, гвардии сержанту, повару взвода управления командующего артиллерией 15-й гвардейской стрелковой дивизии, значится, что 5 апреля 1945 г. она была представлена к медали “За боевые заслуги”.
Как флягу спирта с поля боя выносили...
В наградном листе, выданном Елене Георгиевне Герасимовой, гвардии сержанту, повару взвода управления командующего артиллерией 15-й гвардейской стрелковой дивизии, значится, что 5 апреля 1945 г. она была представлена к медали “За боевые заслуги”.
Это была ее первая боевая награда, а за плечами почти три года войны, которые Елена Герасимова прошла, имея самую мирную профессию.
Так случилось, что первый муж Елены Георгиевны, ушедший на фронт добровольцем, погиб несколько месяцев спустя, в 41-м, под Москвой. А малютку сыночка она похоронила незадолго до войны - дифтерия.
На руках у молодой женщины, уже так много пережившей, остались больная мать и младшие сестренки-братишки, в семье было шестеро детей, двое старших братьев воевали.
- Пошла работать буфетчицей - кормить ребят нужно, - вспоминает Елена Георгиевна. – У меня и образования-то не было, пять классов и все. Жили мы в Новосибирской области. Я молодая была да не страшная, военком на меня глаз положил, а когда не добился взаимности, решил проучить, вскоре получила повестку на фронт, правда, сначала направили в Новосибирскую военную школу. Там я и выучилась на повара.
Осенью 42-го полный эшелон девушек отправили на передовую под Харьков. Лену Герасимову здесь судьба помиловала, их вместе с подругой, тоже сибирячкой, оставили поварить при штабе. А четыре их сослуживицы, тоже прикомандированные к 15-й гвардейской дивизии, погибли буквально через несколько дней…
- Много всего довелось повидать на войне, но самой страшной была для меня переправа через Днепр, - продолжает свой рассказ Елена Георгиевна. – На понтонах - солдаты, лошади, кухня, боеприпасы - переправляемся медленно, или мне так показалось. Кругом - ад: снаряды рвутся совсем рядом. Меня до сих пор в дрожь бросает, как вспомню. Но с божьей помощью переправились. Зацепились на том берегу, а тут немец пошел в атаку, наши стали отступать. Мы со старшиной тащим 36-литровую флягу спирта – каждому солдату после боя положено было выдать фронтовые 100 граммов. Бросить нельзя и помирать не хочется из-за нее. Признаюсь, когда совсем немец насел, мы все же кинули ее. И что вы думаете, солдатики, как мне потом рассказывали, флягу перетащили-таки с собой. А через несколько дней мы снова пошли в наступление. 2-й, потом 3-й Украинский фронт. И дальше – на Берлин!
Когда попали в Германию и я увидела, как немцы богато живут, подумала: “Зачем они на нас войной пошли?”. Спустя некоторое время нам генерал разрешил посылки отправлять домой – одну в месяц, не больше 10 килограммов. Я одеяло голубое пуховое послала своим, сапоги хромовые, шубу… Надо сказать, мы из Германии еще рецепты консервирования овощей, фруктов привезли.
А День Победы встречали под самым Берлином, 60 километров не дошли. Наши хлопцы взяли лошадь, повозку, “слетали” за спиртным и привезли… русской водки. Мы натушили кур, сделали холодец. И получилось все почти как дома, до войны. Это вам не фронтовой суп с консервами и постная пшенная каша, хотя в тылу люди и такого не видели – все шло для фронта, для победы.
Елена Георгиевна, по мужу Музыкина (к слову, ее супруг Сергей Прокопьевич, царство ему небесное, на войне был водителем у генерала Чуйкова), и сейчас рада бы у печки “потоптаться” - любят домашние ее стряпню, наваристый борщ, рыбные котлетки по спецрецепту, только ноги отказывать стали, ходит, как сама шутит, “через силу с баташком, поползком…”. Когда воевали в Польше, тачанка ей ногу переехала, спасли толстые валенки, но бесследно это не прошло.
Живет участница войны у дочери, в частном доме без удобств, зато у самого моря – на ул. Мыс Чумака. В очереди на квартиру стоит с 1985 года. Последние 10 лет ее очередь никак не продвигается, в прошлом году она значилась 41-й. Это число по-прежнему остается для Елены Георгиевны роковым.
Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»