Цветные ноты Андрея Розендента
На фестиваль классической музыки «Дальневосточная весна» юный скрипач Андрей Розендент приехал из Германии. Но не с гастролей: там Андрей учится вот уже полгода. Несмотря на то, что музыкальные критики считают его одним из самых талантливых молодых исполнителей России и прочат ему блестящую профессиональную карьеру, пока Андрей вовсе не считает себя звездой. На интервью, где 15-летний мальчишка пытался вовсю сохранять серьезность, озорная улыбка все же прорывалась и к концу беседы окончательно убедила корреспондента «В» в живости характера и общительности скрипача. Ну а его профессиональное мастерство читатели «В» смогли оценить вчера: Андрей сыграл на закрытии фестиваля.
Вчера завершился фестиваль «Дальневосточная весна»
На фестиваль классической музыки «Дальневосточная весна» юный скрипач Андрей Розендент приехал из Германии. Но не с гастролей: там Андрей учится вот уже полгода. Несмотря на то, что музыкальные критики считают его одним из самых талантливых молодых исполнителей России и прочат ему блестящую профессиональную карьеру, пока Андрей вовсе не считает себя звездой. На интервью, где 15-летний мальчишка пытался вовсю сохранять серьезность, озорная улыбка все же прорывалась и к концу беседы окончательно убедила корреспондента «В» в живости характера и общительности скрипача. Ну а его профессиональное мастерство читатели «В» смогли оценить вчера: Андрей сыграл на закрытии фестиваля.
Музыка - это развитость души
- Почему Германия стала местом жительства для тебя? Ведь традиционно российская музыкальная школа считается сильнейшей в мире…
- На самом деле мой профессор - русский. Григорий Ефимович Жислин. Просто он работает в Германии. Я учусь у него в высшей музыкальной школе. После этого аспирантура, это что-то вроде нашей консерватории. Жислин - совершенно замечательный музыкант, он побеждал на конкурсе Паганини, конкурсе королевы Елизаветы, который является символом мастерства для скрипачей. Так что Германия - это лишь географическая точка…
- Как ты расшифровываешь понятие «моя профессия»? Она должна приносить в первую очередь творческое удовлетворение или деньги?
- Я только вчера об этом разговаривал. У боксера, к примеру, понятие профессии более конкретно, пожалуй. Это работа физического плана, которая требует определенных навыков и тренировки. Скрипач - это другое. Это же слышно, когда плакать хочется, когда ты чувствуешь то, что хочет сказать тебе музыкант. Музыка - это же язык чувств. Знаете, может быть, немножко натянутый пример, но мы в Германии живем с мамой. Хозяйка дома не знает ни слова по-русски. А моя мама знает лишь несколько слов по- немецки. И вот настолько эмоционально они общаются, что почти всегда понимают друг друга… Эмоции - развитость души, я думаю. Так вот, если о музыке, это некая развитость души, которая в конечном счете и показывает класс музыканта.
- А как же хлеб?
- Коммерция - это не всегда плохо. Без нее не обойтись, потому что инструменты для музыканта недешево стоят. И деньги не зло, если ты их честно зарабатываешь. Я ведь не могу играть на рваных струнах. Мне кажется, что если имя классического музыканта звучит - это не предмет раскрутки.
Кино и скрипка
- Андрей, за актерский дебют в фильме «Папа» Владимира Машкова ты был удостоен диплома кинофестиваля «Балтийские этюды». Этим же фильмом открывался в прошлом году международный фестиваль во Владивостоке «Меридианы Тихого». Как ты попал на съемки?
- С Машковым я не был знаком до того, как меня пригласили в картину. Я был знаком с Владимиром Спиваковым. Этому человеку я благодарен за многое. Был потрясающий случай. Я играл на одном из концертов на плохой скрипке. Спиваков услышал и после этого подарил мне инструмент. Сказал: «Вот тебе скрипочка, играй». «Папа» - из этой же серии. Именно Спиваков познакомил меня с Машковым. Дело было так. У Машкова давно появилась идея сделать фильм «Папа». Когда-то он играл в спектакле по пьесе Галича «Матросская тишина». И вот решил сделать кино. Тема его волновала глубоко, и поэтому актеров он искал долго. Он хотел найти героя фильма Давида - в детстве и взрослого, чтобы они были похожи внешне. И в то же время надо было, чтобы герой владел скрипкой. В фильме ведь много эпизодов, где надо музицировать, история все-таки про скрипача. Так вот, маленький скрипач никак не находился. И как-то Машков поделился со своим другом Спиваковым проблемой: «Представляешь, никак не могу найти мальчика-скрипача. Нигде нет…». Спиваков
говорит: «У меня есть такой мальчик…». Машков пришел на школьный концерт, в котором я участвовал. И я даже знал об этом. После концерта меня попросили остаться. Машков посадил меня перед собой и спросил: «Ты кино любишь? Сниматься хотел бы?». Я сразу ответил да. И мама, которая была рядом, тоже согласилась. Вот, собственно, и вся история. Дальше были небольшие пробы, я ходил на «Мосфильм», знакомился со всей съемочной группой. Потом возникла другая проблема - надо было найти взрослого актера, похожего на меня. Мне Машков предложил две фотографии, на одной из них был мой земляк из Калининграда, на другой Егор Бероев, который и сыграл взрослого Давида. Владимир Львович спросил: «Тебе кто больше нравится?». Я выбрал своего земляка, думаю, здорово будет, если два калининградца снимутся в одном фильме. Но Машков, видимо, уже свой выбор сделал. Говорит: «Ну ведь этот тоже ничего». А когда меня постригли для съемок, стало ясно, что мы с Бероевым - почти одно лицо. Работа в кино стала жизненным этапом. Что-то я стал
видеть иначе, ведь мир музыки очень замкнутый.
- После фестиваля во Владивостоке у тебя в плане еще музыкальное событие - конкурс скрипачей в Германии. Конкурсы - это важно?
- Можно участвовать, чтобы был стимул для развития. К примеру, сегодня ты занял шестое место, а в следующем конкурсе третье… Ну а если ты все время занимаешь первое - то зачем? Но для меня сейчас конкурсы - это важно, как ни удивительно, я сравнительно недавно осознал, что своим делом я занимаюсь всерьез. До этого был как бы бессознательный детский период. Моя мама грезила скрипкой, она окончила класс фортепиано и не продолжала музыкальное образование. Но скрипка произвела на нее в свое время невероятное впечатление, и она очень хотела, чтобы кто-то из детей играл именно на этом инструменте. Я не протестовал, но и не совсем понимал, что такое скрипка. Деревяшка, четыре струны и смычок. Я помню, как мы дико ссорились с мамой, когда я учил первые ноты. Мама нарисовала на большом листе нотную строку и большие разноцветные (она хотела, чтобы мелодия ассоциировалась у меня с какими-то цветами) ноты с рожицами. И сказала: «Сегодня ты выучишь три ноты». Я никак не мог запомнить их, и мама сердилась... Позже начинае
шь понимать, что в жизни есть такие люди, как Спиваков, Коган, Ойстрах…
Автор: Ольга ЗОТОВА (фото автора), «Владивосток»