Бюджет дома
В Лучегорск чередой едут гости из городов и районов Приморского края. За опытом. Дело в том, что лучегорцы оказались на несколько шагов впереди остальных. Здесь еще до принятия Жилищного кодекса произошла кардинальная реорганизация жилищно-коммунального хозяйства и были созданы две жилищные управляющие компании. Схема по сути своей соответствует требованиям нового законодательства, поэтому есть смысл разобраться в ней и «примерить» к себе.
теперь не призрачный, а прозрачный
В Лучегорск чередой едут гости из городов и районов Приморского края. За опытом. Дело в том, что лучегорцы оказались на несколько шагов впереди остальных. Здесь еще до принятия Жилищного кодекса произошла кардинальная реорганизация жилищно-коммунального хозяйства и были созданы две жилищные управляющие компании. Схема по сути своей соответствует требованиям нового законодательства, поэтому есть смысл разобраться в ней и «примерить» к себе. В центре Пожарского района побывали уже работники администраций и жилищно-коммунальных предприятий из Партизанска, Артема, Кавалерово, Октябрьского района, из других мест края. Корреспонденты «В» отправились по тому же адресу и встретились с директорами жилищных управляющих компаний Лучегорска Валерием Белоцким и Сергеем Морозовым.
Нельзя сказать, что жилые дома с их подвалами и дворами в поселке вмиг преобразились. Так, наверное, не бывает… Но вот что показалось самым впечатляющим (и при этом самым естественным!) – это четкий расклад по каждому дому, сколько его жильцы в месяц платят за содержание и ремонт жилья и куда эти деньги уходят. Они - все до копеечки! - идут на этот конкретный дом, а не в общую копилку, откуда потом распыляются в неизвестном направлении. Пусть даже известном, но что от этого толку? Каждого жильца волнует только его собственный дом и мало успокаивает, что весь бюджет «съела», к примеру, аварийная крыша соседней пятиэтажки. Вспомните наши дружные многолетние стенания по поводу: «мы платим, а куда деньги идут, неизвестно». Или: «мы платим, но крыши не ремонтируются, подъезды не убираются». Когда Валерий Яковлевич и Сергей Владимирович развернули длинные «простыни» с расчетами по каждому дому, то стало понятно, что лучегорцы такие вопросы теперь будут задавать не в пустоту.
- Прозрачность в финансовых вопросах – одно из основных условий в нашей работе, - разъяснили нам. – Жильцы не только имеют право знать, на что тратятся их деньги, они обязаны это знать! И обязаны сами принимать решения, каким образом лучше распорядиться бюджетом дома, куда в первую очередь их направить. Другое дело, что такие решения должны приниматься на собраниях с участием не менее половины жильцов дома и юридически грамотно оформляться протоколом. А то ведь дядя Петя скажет одно, а тетя Маша – другое, как потом в этой сумятице разобраться?
Непосредственно обслуживанием жилого фонда компании не занимаются. Их задача в другом – подготовке производства, составлении смет по всем видам работ, контроле за работой частников, которые как раз ремонтируют подъезды и подвалы, расставляют по дворам дворников, содержат в штате слесарей и электриков… То есть именно индивидуальные предприниматели по договорам с управляющими компаниями занимаются непосредственно эксплуатацией жилых домов и текущим ремонтом. На каждого приходится около 50 тысяч квадратных метров жилья. Создана централизованная – единая для двух компаний - аварийно-диспетчерская служба, работающая круглосуточно.
В апреле начали проходить собрания жильцов. Планируется, что за два месяца их удастся провести во всех домах. Но пока собрания носят разъяснительный характер. Руководители компаний не скрывают, что сейчас для них очень важно найти в лице жильцов союзников. Собрание обычно заканчивается выборами старшего по дому. Без опоры на такого человека очень трудно даже собрание организовать, не говоря о том, чтобы донести смысл нынешних нововведений. Во второй половине года собрания будут проводиться по второму кругу и тогда уже потребуется наличие кворума – участие не менее 50 процентов живущих в доме. Будет решаться принципиальный вопрос о форме управления каждым домом.
- По логике, вы заинтересованы в том, чтобы жильцы сделали выбор в пользу управляющей компании? – допытывались мы у хозяев.
- Нам легче, чем новичкам, за себя агитировать, потому что люди видят нашу работу. Что касается формы управления, то все варианты, оговоренные Жилищным кодексом, по сути дела вписываются в нашу схему. В том числе самоуправление жильцов. Мы готовы заключать договор с каждым жителем дома отдельно или с уполномоченным ими человеком. Если будет организовано ТСЖ, то оно тоже может заключить с нами договор на управление домом.
- Какие преимущества вы ставите себе в заслугу? Ведь в Лучегорске еще и крыши текут, и подвалы сырые, и многие ждут не дождутся, когда же отремонтируют их подъезд…
- Говорите, подъезд… А может быть, в первую очередь текущие трубы заменить, потому что это более больной вопрос? Мы составили план работы на текущий год, и на собраниях рассказываем жильцам, какова доходная часть их дома, сколько расходуется на текущий ремонт, сколько непосредственно на содержание дома, что желательно сделать в первую очередь, а что еще потерпит. Что касается аварийных крыш, то тут речь идет уже о капитальном ремонте. В этом году из районного бюджета пока еще остается его финансирование. Выделено 4,6 миллиона рублей, и все эти деньги пойдут на кровли. Со следующего года капитальный ремонт, как и все остальное, во всей полноте ляжет на плечи жильцов.
Теперь о реальных преимуществах. Одно из основных – это прохождение отопительного сезона без срывов и аварий. Это при том, что внутридомовые инженерные системы в течение многих лет эксплуатировались без капитального ремонта. Была проведена большая работа по ремонту и регулировке систем отопления, на что были направлены основные средства из фонда текущего ремонта, который формируется из оплачиваемого населением тарифа. Благодаря организации управляющих компаний достигнут чисто экономический эффект за счет сокращения общехозяйственных затрат, транспортных расходов и других статей. Появилась возможность больше денег направить непосредственно на ремонт и эксплуатацию жилья. На материалы, к примеру, тратится в месяц в два раза больше, чем раньше.
Да и к ремонту подъездов нам удалось приступить в прошлом году. Отремонтировано 47 подъездов, и с наступлением тепла эта работа будет продолжена. Но надо понимать, что при среднем возрасте домов 30 лет на все «дыры» денег «из тарифа» сразу просто не хватит…
***
Жилищные управляющие компании начали работать в Лучегорске с июля прошлого года. Муниципалитет передал им жилой фонд по договору доверительного управления. Кроме многоквартирных домов самого Лучегорска под их крыло перешло жилье поселка Новостройка – всего 427 тысяч квадратных метров. Компании существуют за счет 13-процентных отчислений от собираемых сумм за содержание и ремонт жилья. Но это не привело к увеличению тарифа. Наоборот, он снизился на 18 процентов благодаря тому, что компании работают по упрощенной схеме налогообложения и не платят НДС.
Те, кто приезжает изучать лучегорский опыт, конечно, не будут копировать его один к одному. На каждой территории своя специфика. Тем не менее этот пример является одной из подсказок, по какому пути может пойти реформирование ЖКХ.
Автор: Надежда БРАЖИНА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»