Главный маршрут

Во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса прошло расширенное заседание ученого совета, на котором подведены первые итоги проекта «Стратегический план развития университета». О том, для чего ВГУЭС включился в процесс стратегического планирования и каковы его результаты, мы беседуем с первым проректором университета Галиной Мальцевой.

15 апр. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1736 от 15 апр. 2005

Задача университета - быть полезным обществу

Во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса прошло расширенное заседание ученого совета, на котором подведены первые итоги проекта «Стратегический план развития университета».  О том, для чего ВГУЭС включился в процесс стратегического планирования и каковы его результаты, мы беседуем с первым проректором университета Галиной Мальцевой.

- В текучке могут утонуть самые лучшие планы и намерения, она затягивает как болото. Стратегическое планирование, определяющее главные цели и пути развития вуза,  – это, как я понимаю, лучший способ противостоять ежедневной рутине?

- Надо признаться, слишком часто приходится констатировать: недели и месяцы пролетают, и снова я что-то не успеваю сделать или делаю не так, как планировала. Впрочем, к нормальной административной работе слово «болото» не  применимо и уж тем более - к нашему университету. Наоборот, скорость движения такова, что не всегда успеваешь замечать предупреждающие сигналы и пересечения с главной дорогой. Вот и решили притормозить, посмотреть, кто нас обгоняет, по каким правилам ездит, и  выбрать оптимальный маршрут движения. Сегодня мы живем совсем не так, как даже пять лет назад, все меняется настолько стремительно и непредсказуемо, что на самом деле разрабатывать стратегию на несколько лет вперед нет никакого смысла. Никто не знает, какой тяжести кирпич завтра уронит нам на голову родное государство, да еще, как всегда, без предупреждения. Гораздо важнее научиться уворачиваться от неожиданных ударов, создавая коллектив, способный быстро адаптироваться в изменяющихся внешних условиях и находить выход из любой ситуаци
и. Но первое, с чего все же надо начинать, - с осознания роли и места университета в изменившейся  внешней среде, с миссии и определения магистральных путей развития.

- В ходе работы по стратегическому планированию в университете  было организовано несколько исследовательских лабораторий. Какие задачи они решают?

- Цель создания научно-исследовательских лабораторий – предоставление достоверной оперативной информации об основных тенденциях развития внешней среды, угрозах и возможностях,  о предпочтениях потенциальных клиентов и экспертов при оценке конкурентоспособности и престижности вуза, о внутренних ресурсах университета и их использовании.     

Лаборатории были образованы в основном  не на пустом месте, а на базе существующих отделов и лабораторий, уже несколько лет занимающихся маркетинговыми и социологическими исследованиями, вопросами контроллинга, экономики и эффективности образовательных программ, анализом показателей деятельности вуза. В ходе проекта возникла необходимость создания еще двух лабораторий: математического моделирования и стратегического планирования. В задачи первой входят расчет оптимальной стоимости образовательной программы, определение точки безубыточности, анализ рисков. Лаборатория стратегического планирования должна построить карту целей вуза по системе сбалансированных показателей и определить показатели достижения этих целей.

Очень важным является привлечение к коллективной работе в этих лабораториях сотрудников совершенно разных подразделений, преподавателей и студентов. Это формирует команду единомышленников, объединенных одной целью и результатом.

 Как я уже сказала, нет смысла раз и навсегда разрабатывать какую-то стратегию, необходимо быть очень чуткими ко всем изменениям как внешней, так и внутренней среды, а без постоянного мониторинга этих процессов это сделать практически невозможно. Поэтому  созданные лаборатории становятся для вуза постоянно действующими лакмусовыми бумажками.

- А как проходит сам процесс стратегического планирования, кто в нем участвует?

- Наши сессии проходят в формате деловых игр, «мозгового штурма» с привлечением внешних тренеров и экспертов, которые помогают увидеть себя, любимых, со стороны. Обычно в мероприятиях принимают участие  сотрудники, преподаватели и студенты университета. В этих условиях все равны, мундиры сняты, должности забыты. Мы все в одной лодке и чувствуем себя командой, создающей миссию университета, определяющей стратегические приоритеты его развития и вообще способной выдать «на-гора» множество замечательных идей.

-  Насколько полезной  оказалась  помощь международных экспертов и иностранных партнеров вуза?

- Она была просто бесценной. В проекте участвовали и даже частично его финансировали журнал «Университетское управление» в лице главного редактора А. Клюева, эксперты международной организации Зальцбургский Семинар. По результатам проекта журнал «Университетское управление» делает специальный выпуск, а эксперты Зальцбургского Cеминара (среди них президенты ассоциаций ректоров Канады, Финляндии, ректор университета Тарту) не только высоко оценили деятельность ВГУЭС в данном направлении, но и внесли ряд предложений и рекомендаций. Очень полезными были рекомендации по организационной структуре вуза и позиционированию, по изменениям учебного процесса в связи со вступлением России в Болонский  процесс.

В отчете, написанном по результатам визита, суть университетской работы охарактеризована одним словом - «вовлеченность». С одной стороны, университет активно участвует в жизни окружающего сообщества (будь то Владивосток, российский Дальний Восток или же Азиатско-Тихоокеанский регион), а с другой – сотрудники вовлечены в процесс планирования и развития  самого университета.

- Галина Ивановна, вас называют вдохновителем этой работы во ВГУЭС. Чем увлекло вас новое направление и как вам удается заинтересовать идеей своих коллег и  студентов?

- На самом деле главным идеологом, стратегом  университета является наш ректор Геннадий Лазарев. Это настоящий лидер, талантливый руководитель. Моя заслуга лишь в том, что удалось вовлечь в процесс стратегического планирования  коллектив. Без инноваций и перемен университету сегодня выживать и тем более развиваться невозможно, в свою очередь, эти изменения не имеют никаких шансов на успех, если не будут поддержаны людьми, которые здесь работают и учатся.

В проекте участвовало с разной степенью вовлеченности и активности около 200 человек, это 15 процентов всех сотрудников, работающих в университете. Не могу сказать, что идея овладела уже всем коллективом: ведь менять что-то в сознании людей, создавать в организации корпоративную культуру - процесс сложный и длительный. Но мы уже знаем, на кого можно положиться, появились люди, готовые не ждать руководящих указаний, а действовать самостоятельно и брать на себя ответственность за результаты. Большую пользу, я уверена, принес проект участвующим в нем аспирантам и студентам. Написаны курсовые и дипломные работы, защищаются диссертации. И это все работает на развитие университета.

- Исследования, проведенные по разным направлениям развития вуза, дают четкое представление, что представляет собой ВГУЭС сегодня, каков его рейтинг на рынке образовательных услуг. Что отличает ВГУЭС от других вузов и каковы его главные преимущества?

- Боюсь показаться нескромной, но преимуществ так много, что все не перечислишь. Наличие миссии, стратегии, целей, разделяемых большинством коллектива, само по себе является преимуществом. Но главное – это люди, желающие и способные меняться сами и что-то изменить вокруг себя.

- К чему стремится ВГУЭС сегодня, какие цели ставит перед собой? На ваш взгляд, их поможет достичь стратегическое планирование?

- Основная задача университета – быть полезным обществу. А свою миссию мы сформулировали так: «ВГУЭС – предпринимательский инновационный университет, центр образования мирового уровня в сфере бизнеса и сервиса. Университет занимает ведущие позиции в области информационных технологий в образовании, содействует укреплению позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Мы готовим студентов к успеху в учебе, карьере и жизни».

Цели, которые мы ставим перед собой, сформулированы не формально, не для отчета и не как дань моде, а в результате коллективного обсуждения и напряженного труда. Поэтому успех, я уверена, обеспечен.

- Какое самое яркое открытие вы сделали во время осуществления этого большого проекта?

- Наверное, повторюсь, но главное открытие - это наши сотрудники, преподаватели  и студенты: инициативные, умные, преданные вузу. Я горжусь тем, что работаю во ВГУЭС и вместе с ними вношу посильный вклад в его развитие.

***

Для выполнения своей миссии ВГУЭС стремится быть:

- активным участником политического, социально-экономического и культурного развития Дальнего Востока;

- открытым для установления партнерских отношений с региональными сообществами в образовательных, научных и культурных проектах;

- объектом гордости жителей города Владивостока и Приморского края благодаря созданию и передаче своих знаний, умений, ресурсов и ценностей;

- научным сообществом, развивающим динамичную научную среду, творческие экспериментальные площадки, проектно-ориентированные технологии прикладных исследований для предприятий малого и среднего бизнеса;

- сообществом вовлеченных студентов и сотрудников, разделяющих ответственность за выполнение миссии университета и получающих признание за свой вклад в его развитие.

Автор: Надежда БРАЖИНА, «Владивосток», фото Валентина ТРУХАНЕНКО, Максима ТИМОНИЧЕВА, специально для «В»