Тычет в книжку пальчик,или Уроки семейного чтения
Больше года назад корреспондент «В» Анастасия Крестьева рассказала читателям историю молодой пары - мужа и жены, которые просто подкинули своего ребенка чужим людям. Ну некстати он им был, не вовремя родился, не достигли еще родители той степени материального благополучия, когда можно заводить детей… Вот и подкинули, ну не убили же, не закопали, отдали в хорошие руки - с потрясающей наивностью рассуждала молодая мать, согласившаяся поговорить с журналистом… Знаете, на что обратила внимание Анастасия Крестьева, побывав в доме у горе-родителей? Во всей квартире не было НИ ОДНОЙ книги. Даже газеты или журнала. Нет, лукавлю. Была одна. На кровати лежала «Камасутра».
Больше года назад корреспондент «В» Анастасия Крестьева рассказала читателям историю молодой пары - мужа и жены, которые просто подкинули своего ребенка чужим людям. Ну некстати он им был, не вовремя родился, не достигли еще родители той степени материального благополучия, когда можно заводить детей… Вот и подкинули, ну не убили же, не закопали, отдали в хорошие руки - с потрясающей наивностью рассуждала молодая мать, согласившаяся поговорить с журналистом… Знаете, на что обратила внимание Анастасия Крестьева, побывав в доме у горе-родителей? Во всей квартире не было НИ ОДНОЙ книги. Даже газеты или журнала. Нет, лукавлю. Была одна. На кровати лежала «Камасутра».
Хотим мы того или нет, но в России уже выросло в принципе не читающее поколение. Нет, в школе складывать буквы в слова их научили. Может, правильнее будет назвать их «некнижными»? Они прошли мимо Пушкина и Окуджавы, Чуковского и Маршака, «сказок Матушки-гусыни» и Пеппи Длинныйчулок, они не могут продолжить строчки «скачет сито по полям» и «там королевич мимоходом пленяет грозного царя», не знают, что такое «кочерга за кушаком»…
Возможно, кстати, что в домах их родителей все же водились книги. Как знак финансового благополучия, например. Но когда ползающий грудничок тянулся ручонкой к полке с яркими обложками, его преследовал рев матери или отца: «НЕ ТРОГАЙ!!! Порвешь!». А уж если в попытке изучить детскую книгу, подаренную, например, гостями, малыш надрывал страницу, что следовало? Конечно, по попе и все то же: «Не трогай, порвешь!». В ответ же на «почитай, мама!» слышалось: «Отстань! Я устала».
Это печальная правда, читатель. Подобную картинку автор не раз наблюдал сам - в случайных гостях, например.
Скажите, какой рефлекс образуется у малыша? Разумеется, очень простой: книги лучше не трогать. И не трогают. И детям своим не дадут.
Проблема нечитающей молодежи, которая - надеюсь, никто не станет отрицать? - стоит сегодня крайне остро, начинается, как мне кажется, не в школе и даже не в детском саду. А раньше. Много раньше. Могут ли родители, в доме которых просто нет книг, вырастить ребенка так, чтобы он стал читающим? Очень сомневаюсь…
Меж тем на вопрос, а почему нельзя порвать, никто не даст внятного ответа. А ведь малыш рвет не потому, что в нем бушует страсть разрушения. Он так познает мир.
Конечно, здесь мне могут возразить: ну а зачем? Зачем читать книги? Живут же не читая, и счастливы, и икру едят черную, и в «Мерседесах» ездиют», и не вам, книжным червям, чета… Право же, я не знаю, что возразить. Вспоминается только старая сказка о стране, где люди знали всего два цвета: синий и черный. Они были счастливы. До того момента, пока им не открылись все цвета мира...
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, «Владивосток»